Зарождение философской мысли (древнеиндийская и древнекитайская философия) Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей
Cлайд 2
План лекции Зарождение философской мысли * Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада Мифология как ранняя форма общественного сознания Зарождение философии Различия философии Запада и Востока и особенности древневосточной философии Древнеиндийская философия Древнекитайская философия
Cлайд 3
Требования к знаниям, умениям и навыкам * Знания Общие закономерности развития философии Востока и Запада Философию Древней Индии и ее главные философско-религиозные направления Философию Древнего Китая и ее основные школы Персоналии и терминологию философии Индии и Китая Умения и навыки Давать сравнительную характеристику философии Востока и Запада Выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада Выявлять различие философских концепций Востока.
Cлайд 4
Содержание Зарождение философской мысли * Ключевые понятия Учебный материал Вопросы для самопроверки Рекомендуемая литература
Cлайд 5
Ключевые понятия Зарождение философской мысли * Атман Брахман Будда Веды Даосизм Дхаммапада Индуизм «И-Цзин» («Книга перемен») Конфуцианство Упанишады
Cлайд 6
Учебный материал Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада * Мифология как ранняя форма общественного сознания Мифологическое сознание синкретично, с одной стороны, но ставит и ряд собственно философских вопросов о зарождении и развитии мира, жизни и смерти, с другой. Философия Зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства: Древняя Индия – I тыс. до н.э., Китай – VI-Vв.в. до н.э., Греция – VII-VIвв. является основой для зарождения и западной, и восточной философии;
Cлайд 7
Различия философии Запада и Востока Восточная философия сконцентрировалась на рассмотрении проблемы человека с точки зрения практики, западная философия многопроблемна и обращается к человеку, предлагая общие принципы бытия и познания Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, Западная философия более привержена научной методологии, иногда сильна атеистическая тенденция ( Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар…) Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада Философия и Запада и Востока обращены к общечеловеческим ценностям (добро и зло, справедливость и несправедливость, счастья и страдания и др.) Осмысление космологических проблем и личностного бытия человека Методологическая значимость (свойственно стремление к научному поиску истинного знания). Учебный материал Сходства и различия философии Запада и Востока *
Cлайд 8
ВЕДЫ Первые священные книги – Веды (санскр. Знание):(Ригведа,Самаведа, Яджурведа,Атхарваведа) созданы племенами арийцев, пришедших из Средней Азии, Ирана и Поволжья в XVI в. до н.э.. Учебный материал Древнеиндийская философия * УПАНИШАДЫ Философские комментарии к Ведам – Упанишады, согласно которым высшая объективная реальность- Брахма, единство целостной духовной субстанции – Брахман, индивидуальная душа – Атман, бессмертие, перерождение души согласно закону воздаяния – карма.
Cлайд 9
Учебный материал Древнеиндийская философия * Ведическая литература содержит знания из области земледелия, медицины, астрономии,ремесла, военной техники. Ведическая религия политеистична. Брахманизм возникает в начале I тыс.,освящая общественное неравенство (страдания людей несущественны, так как мир явлений – иллюзия, единственная реальнсоть – мировой дух) Джайнизм (VI в. до н.э.) –тоже поставил под сомнение ведические ценности.
Cлайд 10
Учебный материал Буддизм * Начало распространения – V в.до.н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии Основатель Сиддхартха Гаутама (Будда) (560-483 гг.до.н.э.) Главные идеи освобождение от страдания и попытка преодолеть варно-кастовый строй. «Четыре благородные истины» Теория причинности (нет деяний, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире имеет свою причину) Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного, ничто не может служить гарантией благополучия). «Срединный путь» (умеренность во всем). «Восьмеричный путь»
Cлайд 11
Рисунок Древнекитайские космологические концепции: духи (или божества) Ян и Инь – символы света и тьмы, положительного и отрицательного. Обретают характе космических сил, находящихся в постояном стремлении друг к другу. Благодаря этоу образуются: мироздание, общество, мораль. Учебный материал Древнекитайская философия *
Cлайд 12
Рисунок Космогонические идеи были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен») Период V-III вв. до н.э. – возникновение «ста философских школ» ( в т.ч. Даосизм (Лао-цзы и и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм – школа законников (Шан Ян). . Учебный материал Древнекитайская философия *
Cлайд 13
Учебный материал Даосизм * Основатель Лао-цзы (604г.до н.э). «Дао» - путь звезд и добродетелей, закон Вселенной и человеческого поведения Главное произведение – «Дао де цзин» («Учение и Дао и дэ»). Главная идея – единство человека и неба. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение. Основной принцип – теория недеяния Цель учения – самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. Последователем Лао-цзы стал Чжуан-цзы (369-286гг. До н. э.) .
Cлайд 14
Главная идея Нравственное совершенствование на пути соблюдения правил и ритуалов Основоположник – Конфуций (551-479 гг. до н. э.) Учебный материал Конфуцианство * Основные проблемы: Система этических норм Политические вопросы Поведение личности Общественное управление
Cлайд 15
Учебный материал Главные принципы конфуцианства * «Жэнь» - «Чего не желаешь себе, того не делай другим» «Ли» - почтительность, «воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим». «Чжэн-мин» - исправление имен. Каждый должен себя вести в соответствии своему знанию и должности «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын». . «Цзюнь-цзы» - образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел людей умственной деятельности. Простолюдины должны обслуживать аристократическую элиту. «Вэнь» - просвещенность, образованность «Ди» - повиновение старшим по возрасту и должности «Чжун» - преданность государю, нравственный авторитет правительства. «Если власть не будет алчна, то и люди не будут воровать».
Cлайд 16
ЛЕГИЗМ Основатель легизма Шан Ян (390-338 гг. до.н.э.) Основная идея – человеколюбие – причина всех проступков, политика несовместима с нравственностью разработал теорию деспотического государства Вместо убеждения необходимо принуждение МОИЗМ Основоположник Мо-цзы (479-400 гг.до н. э.)- противник конфуцианства. Основная идея - предопределенной судьбы нет, необходимо помогать друг другу и заниматься общественно полезным трудом. Необходимо выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе. Учебный материал Моизм и легизм *
Cлайд 17
Приобретенные знания * Знание персоналий и терминологии философии Индии и Китая Знание специфики философских школ Индии и Китая Знание общих закономерностей развития философии Востока и Запада Знание тенденций культурного диалога Востока и Запада.
Cлайд 18
Вопросы для самопроверки * Чем объяснить деление индийской философии на периоды? Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности? Назовите основные заповеди буддизма. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»? Что понимают под древнекитайской категорией «дао»? Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?
Cлайд 19
Задания для самопроверки Ответить на вопросы теста * Сиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель: Конфуцианства; Буддизма; Йоги. Укажите древнекитайский философский текст: «Упанишады»; «Книга перемен»; «Книга мертвых». В V в. до н. э. существовало сто философских школ: В Индии; В Египте; В Китае; В Греции.
Cлайд 20
Рекомендуемая литература * 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997. 2. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2003. 3. Философия: Учеб.пособие для вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. 4. Ильин В. История философии: Учеб.для вузов. – СПб., 2003. 5. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003. 6. Современный философский словарь. – М., 1998.