Повторение домашнего задания Эссе. Древнегреческая философия Вопросы 1-5 на с. 24.
Cлайд 2
Домашнее задание §3 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 37, ответы письменно, Тест «»
Cлайд 3
«Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время» Уроки 6-7.
Cлайд 4
1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Средневековье - это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии «Философия – служанка богословия» Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога VIII-XV века – господствует схола стика (греч. σχολαστικός — учёный школьный) - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основные проблемы Вера и знание Доказательство бытия Бога
Cлайд 5
1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Аврелий Августин ( 354-430) Учение о соотношении свободы воли человека, божественной благодати Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви
Cлайд 6
1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Фома Аквинский (1225-1274) Индивидуальность человека - личностное единство души и тела Конечная цель жизни человека - достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире По своему положению человек - промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы - разум
Cлайд 7
1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Роджер Бэкон (1214-1292) 1. Считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. 2. Выделил три способа познания: веру - религия, рассуждения - философия; опыт - наука. Уильям О ккам (1285-1349) Реальность Бога нельзя установить логическими средствами или через чувственный опыт; 2. Единственный путь к Богу – вера.
Cлайд 8
1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Мартин Лютер (1483-1546) Sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией); 2. В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога 3. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного. 4. Священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру»
Cлайд 9
1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Гуманизм - европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV в., существовало до середины XVI в. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека. Человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой Теоцентризм Антропоцентризм
Cлайд 10
2. Политика и государство: новый взгляд Никколо Макиаве лли (1469-1527) В основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели 2. Лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители 3. Н. Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности
Cлайд 11
2. Политика и государство: новый взгляд Томас Гоббс (1588-1679) Гоббс - один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство - результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». 2. Гоббс - сторонник монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа 3. Основой нравственности он считал «естественный закон» - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Человеческие добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует достижению блага
Cлайд 12
2. Политика и государство: новый взгляд Джон Локк (1632-1704) Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора 2. Теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону) 3. Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную 4. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы
Cлайд 13
2. Политика и государство: новый взгляд Шарль Монтескье (1689-1755) Свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами» 2. Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. 3. Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. «Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах. В первом случае они равны, потому что они - все, во втором - потому, что они ничто»
Cлайд 14
3. Просвещение: вера и разум Вольтер (1694-1778) Эпоха Просвещения - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма, Возрождения и рационализма начала Нового времени Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни По социальным воззрениям Вольтер - сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять» Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом
Cлайд 15
3. Просвещение: вера и разум Жан-Жак Руссо (1612-1778) Государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. 2. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона 3. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства 4. Руссо считал человека добрым по природе. Цивилизация пагубно сказывается на человеке
Cлайд 16
4. Становление общественных наук Адам Смит (1723-1790) В конце XVIII—XIX в. шло становление научного обществознания Отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества («невидимая рука рынка») Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества К основным условиям экономического процветания Смит относил господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы
Cлайд 17
4. Становление общественных наук Огюст Конт (1798-1857) XIX век – зарождение социологии 1. Стремился отделить научное исследование общества от «философских спекуляций», призывал изучать реальные факты общественной жизни 2. Основным фактором развития он считал духовный рост, но при этом не исключал влияния климата, принадлежности к расе, темпов прироста населения и других факторов 3. Назначение государства — «объединять частные силы для общей цели»
Cлайд 18
4. Становление общественных наук Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) Первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры 2. Выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества 3. Считал, что преимущества в «борьбе за выживание» в ходе естественного отбора имеют те, кто наиболее развит в интеллектуальном отношении. 4. Важнейший принцип его социологии - уподобление общества организму