Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Память Семестр4. Тема15. Лекции11-12
Cлайд 2
Подход «снизу – вверх» Память как ассоциация представлений Виды ассоциаций Эксперименты Г. Эббин-гауза Законы Йоста Методы эксперимен-тального анализа
Cлайд 3
Кривая забывания
Cлайд 4
Закон Йоста В случае двух ассоцииро-ванных рядов различного возраста, но равной силы (т. е. если они при соот-ветствующем исследо-вании дают равное число угадываний) новое повторение приносит большую пользу ряду более старому.
Cлайд 5
Этапы формирования моторного навыка период заучивания (первоначальное приобретение), период без практики (промежуток, во время которого навык остается без употребления) период возобновленного заучивания.
Cлайд 6
Подход «сверху – вниз» Ф. Бартлетт – конструктив-ное припоминание Память-рассказ Память как коллективная функция и реминис-ценция (П. Жане)
Cлайд 7
Треххранилищная теория Проблема двойственности памяти Экспериментальные факты Хранилища и управляю-щие процессы
Cлайд 8
Аткинсон, Шифрин, 1967
Cлайд 9
Позиционные кривые
Cлайд 10
Экспериментальные факты
Cлайд 11
Сенсорные регистры Иконическая память Эхоическая память
Cлайд 12
Эксперимент Сперлинга
Cлайд 13
Перевод информации в КП – управляющий процесс «Распознание образов»
Cлайд 14
Кратковременная память
Cлайд 15
КП: Стратегии поиска Эксперимент С. Стернбер-га: 6 цифр по одной (1,2 с.); Пауза - 2 с. Тестовая цифра («да-нет») Воспроизведение всего набора Процент успехов высокий Время ответа да или нет совпадает
Механизмы забывания в КП Интерференция и стирание следов с течением времени
Cлайд 19
Передача информации в ДП Управляющие процессы – «Повторы» и «Кодирование» Экспериментальные и наблюдаемые данные: Монтегю – посредники (ПЕЯ) Футбольные травмы Крысы
Cлайд 20
Эксперимент фон Ресторф Запоминание сходной и отличающейся информации. Вторая запоминается лучше!
Cлайд 21
Против треххранилищной теории 1. Экспериментальная критика: президенты 2. Анализ метакогниций (Флейвелл)
Cлайд 22
Структура КП А. Бэддели (2001) Зрительно-пространствен-ный этюдник Центральный исполнитель Фонологическая петля
Cлайд 23
Теоретическая критика Крейк и Локхарт: Теория уровней переработки информации. Память – побочный продукт переработки информации! Чем глубже перераба-тывается информация, тем лучше она запо-минается
Cлайд 24
Эксперименты: Крэйк, Тульвинг (1975); Роджерс, Куипер и Киркер (1979) Структурный: Это большие буквы? Фонематический: Это рифмуется с ... ? Семантический: Это означает то же, что и ... ? Эффект отнесения к себе (ЭОС): Это характеризует Вас?
Cлайд 25
Эксперименты Бауэр (1977): запоминание лиц с разными инструкциями Крэйк и Уоткинс (1982) – повторение слов на определенную букву