Тема № 1 «Общая характеристика рыночной экономики» ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Cлайд 2
ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены. КАК ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ – это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект. Задачи, которые должны решаться в любом обществе
Cлайд 3
ПРОИЗВОДСТВО – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В процессе производства взаимодействуют основные факторы производства (ресурсы): Труд; Капитал; Земля; Предпринимательство. ПОТРЕБНОСТИ – состояние неудовлетворенности, нужда, которое человек стремится преодолеть. БЛАГО – это средство для удовлетворения потребностей. «Потребности безграничны – ресурсы ограничены» Общественное производство и богатство общества
Cлайд 4
Процесс воспроизводства
Cлайд 5
Ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования: Кривая производственных возможностей Рисунок 1 – Кривая производственных возможностей Таблица 1 – Альтернативные варианты производства масла и пушек Возможности Масло, млн. кг Пушки, тыс. шт Цена (альтернативная стоимость) 1 млн. кг масла, выраженная в тыс. шт. пушек A 0 15 - B 1 14 1 C 2 12 2 D 3 9 3 E 4 5 4 F 5 0 5
Cлайд 6
РЫНОК – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Рыночная экономика ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО Основная структурная единица. Потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. БИЗНЕС Деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). ПРАВИТЕЛЬСТВО Представлено бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.
Cлайд 7
Условия возникновения рынка Общественное разделение труда и специализация Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности Экономическая обособленность (хозяйственная автономия) Сам производитель решает , что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию Свободный обмен ресурсами Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые буду подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности
Cлайд 8
Типы рыночных структур СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия Характеризуется: Множеством покупателей и продавцов; Высокой мобильностью факторов производства; Отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него; Однородностью (стандартностью) продаваемой продукции; Равным доступом всех участников рыночных отношений к информации. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ На рынке одна фирма является продавцом В отрасли небольшое число фирм Сравнительно большое количество фирм, производящих разную продукцию
Cлайд 9
Спрос и предложение Кривая спроса: Кривая предложения: Цена равновесия: Точка E – точка равновесия рынка. При достижении т. Е экономическое движение прекращается.
Cлайд 10
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменения цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса: Эластичность спроса и предложения а) Общая выручка (валовый доход) продавца = P*Q а)падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза: общая выручка не изменилась; б) снижение цены в 3 раза сопровождается ростом закупок лишь в 2 раза: общая выручка сократилась; в) объем спроса вырос больше, чем упала цена: выручка растет.
Cлайд 11
То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕНЫ. Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.
Cлайд 12
Факторы, влияющие на степень эластичности спроса: Наличие товаров-субститутов (т.е. взаимозаменяемых товаров, например чай и кофе) Размер доходов потребителя Качество товаров Удельный вес товара в бюджете потребителя Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости Ожидания потребителя
Cлайд 13
Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к его изменению цены: ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной среды.
Cлайд 14
Факторы, влияющие на степень эластичности предложения: Структура издержек на разных предприятиях Степень загрузки производственных мощностей Наличие свободной рабочей силы Скорость перелива капитала из одной отрасли в другую
Cлайд 15
Полезность ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ – т.е. добавочная полезность , прибавляемая каждой последней порцией товара. Закономерности процесса потребления: 1) Большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо; 2) Переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.
Cлайд 16
ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ- по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
Cлайд 17
Факторы производства ТРУД ЗЕМЛЯ КАПИТАЛ ПРЕДПРИНИМА-ТЕЛЬСТВО
Cлайд 18
Предельный продукт фактора производства показывает изменения в объеме выпуска продукции, вызванное использование дополнительной единицы данного фактора при неизменном количестве всех остальных. Закон убывающей предельной производительности факторов производства ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ (ДОХОДНОСТИ) ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА – по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве всех остальных факторов будет достигнут такой рубеж, после которого предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться.