Тема 1: Предмет, методы и функции экономики Цель изучения: формирование знаний об экономике, ее функциях, методах
Cлайд 2
ВЫЗОВ
Cлайд 3
ОСМЫСЛЕНИЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: - понятие экономики; - особенности характера экономики; предмет, сферу исследования, объект и субъект экономики; проблемы и задачи экономики; функции экономики; методы экономики; главные вопросы экономики. ДОЛЖЕН УМЕТЬ: - Дать характеристику основным экономическим понятиям
Cлайд 4
Евгений Онегин
Cлайд 5
Экономика В IV веке до н.э. древнегреческий ученый Ксенофонт написал книгу «Ойкономия» (от слов ойкос – дом, хозяйство и номос – правило, закон), где изложил разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. В Древней Греции сложилась и другая наука о хозяйствовании. Аристотель назвал ее хрематистика (от слова хрема – имущество, владение), то есть наука о том, как нажить состояние, обогатиться любыми способами.
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
ЭКОНОМИКА Общественная наука, которая изучает поведение субъектов в хозяйственном процессе создания и потребления благ для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах
Cлайд 10
Cлайд 11
Характер экономики Позитивный - отражает объективную реальность, анализируя поведение участников экономических процессов. Означает - что есть на самом деле! Нормативный – стремиться найти наилучшие формы организации производства, создает модель человеческой деятельности в сфере экономики. Означает – что должно быть в идеале!
Cлайд 12
Экономика имеет : Предмет – деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг для удовлетворения потребностей Сфера исследования – экономическая жизнь или хозяйственная среда Объект исследования – экономические явления Субъект исследования – человек, группы людей, государство
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Функции экономики: Познавательная – дает научные представления об экономических процессах. Практическая – применение полученных знаний на практике. Прогностическая – определение перспектив социально-экономического развития на будущее. Воспитательная – формирование экономического образа мышления.
Cлайд 16
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
Cлайд 20
Что и в каком количестве производить?
Cлайд 21
Как производить?
Cлайд 22
Как распределять произведенные блага? Проблема: Решение: Общество не в состоянии обеспечить всех, поэтому необходимо определить способ распределения благ. Производителям необходимо ориентироваться на определенного потребителя благ, учитывая потребности разных групп с разными доходами
Cлайд 23
Cлайд 24
Cлайд 25
Cлайд 26
Cлайд 27
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что называют экономикой? Кто определил ее понятие? 2. Как характеризуется понятие «экономика»? 3. Каким может быть характер экономики? 4. Что имеет экономика? Охарактеризуйте. Назовите и охарактеризуйте функции экономики. Какие методы изучения экономики вам известны? Охарактеризуйте главную задачу и проблему экономики. Назовите три главных вопроса экономики. Раскройте каждый вопрос. Назовите уровни экономики. Охарактеризуйте составляющие каждого уровня.
Cлайд 28
РЕФЛЕКСИЯ Что мне было известнопо данной теме? Что нового я узнал сегодня на уроке?
Cлайд 29
Поставьте оценку уроку и своим знаниям! «Отлично! Я все понял и многое узнал» «Хорошо! Но все-таки отдельные вопросы требуют пояснения» «Плохо! Мне абсолютно ничего не понятно, потому что я…»
Cлайд 30
Cлайд 31
Тема 2. Основы общественного производства Цель изучения: - Формирование знаний о структуре хозяйственного экономического процесса, его основных этапах
Cлайд 32
ВЫЗОВ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН:
Cлайд 33
Cлайд 34
Cлайд 35
Потребности - объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, требующая удовлетворения зависят от: Географического места проживания Статуса личности в стране Экономических факторов
Cлайд 36
Cлайд 37
Cлайд 38
Cлайд 39
Cлайд 40
Cлайд 41
Экономический интерес - это форма проявления экономических потребностей. Они выражают хозяйственную пользу, выгоду. Различают: общественные, коллективные и личные; национальные и интернациональные; региональные и ведомственные; групповые и семейные, классовые и различных социальных групп, текущие и перспективные, рациональные, подлинные, финансовые, трудовые, морально-нравственные.
Cлайд 42
Cлайд 43
Cлайд 44
Виды благ Материальные: естественные дары природы, продукты производства, внешние и внутренние. Нематериальные: воздействуют на развитие и создаются в непроизводственной сфере. Экономические – являются объектом или результатом экономической деятельности: долговременные и кратковременные. Неэкономические - предоставляются природой. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые
Cлайд 45
Cлайд 46
Ресурс Ценность, запас, источник средств
Cлайд 47
Производственные ресурсы Воспроизводимые – создаются и восстанавливаются природой и обществом. Невоспроизводимые: полезные ископаемые, загрязнение окружающей среды, вырубка леса, площади черноземов, водохранилищ
Факторы производства Земля – все блага природы Капитал – все изготовленные производственные орудия (основной и оборотный, финансовый) Труд – совокупность всех физических и умственных способностей человека, применяемые им в производстве благ Предпринимательство – особый вид человеческого ресурса, способный наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.
Cлайд 51
Cлайд 52
Cлайд 53
Производство - процесс воздействия человека на вещества природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития каждого человека и всего общества. Цель : создать средства для удовлетворения потребностей. Имеет две стороны: 1) является взаимодействием человека с природой; 2) является совокупностью отношений между людьми
Cлайд 54
Основные элементы и результаты процесса производства Труд – способности и трудовые навыки людей. Предметы труда – земля, сырье, материалы и др. Средства труда – здания, сооружения, оборудование и др. Средства и предметы труда – средства производства. Результатом производства является продукт – благо. В нем отображается труд и состояние средств производства.
Cлайд 55
Производство определяется способом и формой: Способы: Ремесленное – ручной труд. Машинное – использование паровых и электрических машин, двигателей. Автоматизированное – компьютеры и автоматы Организационные формы: Разделение труда – специализация. Обмен деятельностью – объединение, кооперация. Управление – менеджмент – процесс координации деятельности.
Cлайд 56
Cлайд 57
Структура производства Материальное – производство материальных благ и услуг(промышленность, с/х, строительство, транспорт, МТС) Нематериальное – создание нематериальных благ и услуГ (музыка, книги, образование, здравоохранение) Первичное – земледелие и животноводство, горнодобывающая промышленность, лесничество, рыболовство. Вторичное – обрабатывающая промышленность и строительство. Третичное – создание производственных и личных услуг.
Cлайд 58
Cлайд 59
Инфраструктура - совокупность предприятий, обслуживающих производство или оказывающих непосредственное влияние на состояние и развитие отдельных людей: Производственная – предприятий транспорта, связи, торговли, финансово-кредитной сферы, информации и рекламы Социальная – здравоохранение, образование, спорт, ЖКХ, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь, культура и искусство
Cлайд 60
Контрольные вопросы: Как называется сфера деятельности людей, где создаются богатства для удовлетворения потребностей? Что вы понимаете под экономикой? Что представляют собой средства производства? Что называют благом? Назовите виды благ. Что используют для создания блага? Приведите примеры. Что называют потребностью? Назовите виды и примеры. Охарактеризуйте этапы хозяйственного процесса как комплекса. Охарактеризуйте структуру производства.
Cлайд 61
Cлайд 62
Домашнее задание: Дайте комментарий: «Экономика была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах». «От каждого по способностям, каждому по потребностям» Напишите в конспекте основные этапы развития экономической науки. Литература: Г. Мурзатаева «Основы экономической теории» М. Айдарханов «Основы экономической теории»