Бережливое производство в практике российских предприятий Бизнес-форум 28.02.2012. Пермь Ведущий: А.Б.Семенцов
Cлайд 2
Cлайд 3
Программа форума Чтотакое бережливое производство: вообще, на практике, в России Профильсистемы бережливого производства Бережливоепроизводство: как это было сделано ???
Cлайд 4
Что такое бережливое производство? Модуль 1
Cлайд 5
10 идей про бережливое производство Вовлеченность персонала Управление изменениями Точно в срок Стандартизация процессов Лидерство руководства Рациональное использование сырья Умение видеть потери Подготовка специалистов Постоянное совершенствование Правильная кадровая политика
Cлайд 6
5 важнейших вещей которые надо знать НОВИЧКУ о бережливом производстве Источник: придумано японцами (корни бережливого производства в производственной системе Тойота (TPS)) Ключевая идея: устранение потерь при производстве, поставке и обслуживании Важнейший ресурс: менеджмент низового и среднего звена + рабочие Основной обещаемый эффект: сокращение затрат Побочный эффект: повышение качества и увеличение скорости поставки
Cлайд 7
…еще 2 Постоянное совершенствование: бережливое производство – проект, который можно только начать, но не закончить Побочный эффект: улучшение трудовой морали
Cлайд 8
Профиль системы бережливого производства Модуль 2
Cлайд 9
Что надо учитывать при внедрении бережливого производства?
Cлайд 10
1.Масштаб бизнеса На моем предприятии работает менее 50 человек. У меня предприятие сферы услуг А намоем предприятии работает от 50 до 1000 человек. У меня производственное предприятие. У меня предприятие в составе холдинга В На моемпредприятии работает более 1000 человек. У меня крупное производственное предприятие С
Cлайд 11
2.Организация На моем предприятии есть только структурная организация (должности и отделы) А На моем предприятии есть система менеджмента качества, сертифицированная по ИСО 9001. Бизнес-процессыопределены В На моемпредприятии есть несколько систем менеджмента. Высокая степень автоматизации процессов производства и управления С
Cлайд 12
3.Культура У меня на предприятии много неформальных связей, упрощающих взаимодействие между сотрудниками. А Неформальные связи дополняются стандартамии регламентами по ряду наиболее сложных или проблемных вопросов. В На моей предприятии директивныйстиль управления персоналом. Действия сотрудников четко и жестко регламентированы. С
Cлайд 13
Каков Ваш вариант?
Cлайд 14
Стратегия внедрения бережливого производства: 9 пунктов А-стратегия В-стратегия С-стратегия 1 Хаос Деревенщина Бюрократия 2 Замедление и кризис роста, перегруз первых лиц «Изобретение велосипеда», сравнительная неэффективность Отчуждение персонала,нереализациявнутреннего потенциала 3 Привнестипорядок Дать бизнес-результат Вовлечь людей 4 Поток, 5S,стандартизация SMED,ТРМ,JIT Визуализация,кайдзен 5 Лидер перемен Набазе системы менеджмента качества Лин-офис 6 В другой раз 7 8 9
Cлайд 15
Работа на форуме Модуль 3
Cлайд 16
Вопросы экспертов к аудитории Какая система немонетарной мотивации подходит предприятию, где созданы бизнес-единицы (вопрос КРМЗ)? Три основных критерия оценки лин развивается (вопрос НОВОМЕТ)? Какие механизмы могут быть для мотивации групп (в частности, кружков качества)? (вопрос Сбербанка)
Cлайд 17
1.Три основных критерия для оценки того, что лин развивается? Удовлетворенность потребителя (соблюдение сроков выполнения заказа) Удовлетворенность собственника (снижение затрат, рост прибыли) Удовлетворенность персонала (текучесть кадров, качественные критерии)
Cлайд 18
Комментарий модератора форума Важно учитывать, для каких целей была выбрана концепция бережливого производства (смотрите предыдущий модуль): если для получения бизнес-результатов, то оценивать надо по финансово-экономическим количественным показателям; если для общего наведения порядка, то оценивать надо по качественным критериям, характеризующим такой порядок (улучшение документооборота, улучшение производственной культуры, усиление дисциплины и т.д.); если для увеличения вовлеченности работников, то оценивать надо по количественным критериям (количество дней прогулов и отпусков по болезни, количество поданных предложений по улучшению, текучесть кадров, удовлетворенность трудом)
Cлайд 19
2.Какая система неденежной мотивации подходит предприятию, где созданы бизнес-единицы? Категорирование бизнес-единиц («золотые каски» и т.д. символические награды при достижении определенного результата) Состязание (между подразделениями) Профессиональный рост Самореализация (особо сложные задания) Общественное признание (с визуализацией) Вовлечение членов семей (культурные мероприятия, спорт)
Cлайд 20
Комментарий модератора форума Руководитель предприятия должен понять, что систему бизнес-единиц, которая усиливает индивидуализм, предпринимательское мышление и центробежные тенденции в компании должна дополнять нематериальная мотивация, направленная на поддержание сплоченности коллектива, усиления чувства принадлежности к компании. Это означает, что знаки отличия на уровне бизнес-единиц исключены, соревнования между подразделениями – исключены и т.д. Хорошо будет работать: коллективные мероприятия (общие для предприятия или смешанные для сотрудников разных подразделений), общекорпоративная символика, вовлечение семей
Cлайд 21
3.Какие механизмы могут быть для мотивации групп (в частности, кружков качества)? Руководство, затеявшие групповую работу, должно быть ответственно за работу кружка. Оно должно воспитывать и растить людей, например, давая им все более сложные задачи. Соревнования между кружками качества (нефинансовые мотиваторы) Визуализация результатов работы кружков
Cлайд 22
Комментарий модератора форума Здесь важно иметь ввиду, что работа в группах по улучшению должна оцениваться с двух точек зрения: Количество и качество предложений, поданных работником; Активность участия в групповой работе (количество и качество предложений поданных членами групп, в которые входит данный работник) Вознаграждение за первый пункт являются стандартными, а вот за второй пункт надо вознаграждать путем присвоения работнику рейтинга, рассчитанного на основе активности групп, где он состоит. Как этот рейтинг используется? Он используется в качестве коэффициента для оценки (и вознаграждения) за личные предложения. Например, рейтинг активности может быть 1,3 (начальный рейтинг всегда – 1). Тогда индивидуальное вознаграждение (его сумма) может быть увеличено на этот коэффициент
Cлайд 23
Бережливое производство от Школы Эффективного Бизнеса Специалисты Школы Эффективного Бизнеса имеют большой опыт работы в проектах внедрения бережливого производства Среди наших клиентов Красцветмет (цветная металлургия), Уралэлектромедь (цветная металлургия), Модулор (мебельное производство), Югория (страхование), СК Екатеринбург (страхование), Филиппок (одежда), КазТрансГаз (транспортировка газа), ИП Карамышев (мясопереработка)… Наша фишка – «Бережливое производство для Вас, а не Вы для бережливого производства!» Примеры проектов Проведение диагностики и выбор стратегии внедрения бережливого производства с разработкой детального плана внедрения Обучение по всем методам и инструментам бережливого производства (leanproduction) Преобразование предприятия на принципах бережливого производства (leanproduction) Минимизация затрат в производстве и логистике (leanproduction) Организация сервиса на принципах бережливого производства (leanproduction) Проект встраивания бережливого производства в систему менеджмента качества (СМК) компании
Cлайд 24
Семенцов Алексей Человек и профессионал соучредитель компаний «Хенш Развитие Качества» и «Envidatec-Ost» преподаватель МВА Член Ассоциации аудиторов (IAA) член Международной организации по стандартизации (ТК 259) Ключевые компетенции Управление бизнес-процессами Бережливое производство Управление качеством (TQM) Продажи и управление продажами для промышленных предприятий Разработка стандартов производства и обслуживания Клиенты: более 350 компаний из городов Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Миасс, Тюмень, Курган, Ханты-Мансийск, Нижний Новгород, Иркутск, Москва, Ростов-на-Дону, Сургут, Вологда, Киров, Уфа, Оренбург… К.э.н., бизнес-тренер, консультант, руководитель компании «Школа эффективного бизнеса»