Целеполагание. Роль цели в организации. ДОКЛАД по дисциплине «Менеджмент»
Cлайд 2
Цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Выделяют пять основных черт для определения специфики и свойств цели:
Cлайд 3
I . Содержание Экономические, технические, социальные, научные, организационные, экологические, политические и др. II. Период установления Стратегические, тактические, оперативные III. Приоритетность Особо приоритетные, приоритетные, прочие IV. Измеримость Количественные, качественные V. Характер интересов (среда) Внешние, внутренние VI . Повторяемость Постоянно повторяющиеся, разовые VII. Временной период Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные VIII. По функциональной направленности Финансовые, инновационные, маркетинговые, производственные, административные IX. По стадии жизненного цикла выпускаемой продукции На стадии проектирования и создания, на стадии роста, на стадии зрелости, на стадии завершения жизненного цикла X. Иерархия Цели всей организации, цели отдельных подразделений (проектов), личные цели работника
Cлайд 4
Вид целей Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные Финансовые Прибыль за каждый месяц; уровень постоянных и переменных расходов; размер дивидендов; ликвидность Прирост объема прибыли по сравнению с предыдущим периодом; уровень рентабельности; ликвидность; размер дивидендов; размер и структура капитала Объем прибыли в год; капитал и его структура; уровень рентабельности; ликвидность; размер дивидендов Организационные Выполнение сотрудниками должностных инструкций; мотиваций сотрудников; повышение квалификации сотрудников; заполнение структуры Макроструктура, функциональная схема; состав работников: профили требований; мотивация; повышение квалификации Макроструктура и ее изменения Маркетинговые Объем продаж по месяцам (с разбиением по группам товаров, группам клиентов); количество привлекаемых клиентов за период по каждой категории; цели по привлечению конкретных (по именам) клиентов; расширение объема продаж у старых клиентов; планы продаж и показатели работы по сотрудникам Прирост объема продаж по сравнению с предыдущим периодом (с разбиением по группам товаров, группам клиентов); доля рынка; планы продаж и показатели работы по сотрудникам/отделениям; ассортимент; структура клиентов Объем продаж в год (с разбиением по группам товаров, группам клиентов); доля рынка; ассортимент; структура клиентов
Cлайд 5
Временной аспект Фокусировка Специфика Измеримость Различия между миссией предприятия и ее целями
Cлайд 6
В научной литературе выделяют следующие обобщенные системы целей организации: • выживание в условиях конкурентной борьбы; • избежание банкротства и крупных финансовых неудач; • лидерство в борьбе с конкурентами; • максимизация цены; • создание имиджа; • рост экономического потенциала; • рост объемов производства и реализации; • максимизация прибыли, минимизация расходов, рентабельность и т.д.
Cлайд 7
Выделяют четыре этапа в процессе управления по целям
Cлайд 8
Сущность концепции — целостная система управления, ориентированная на конечные результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов и техники управления. Принципы концепции — результаты являются основой деятельности; для их достижения необходимо иметь сильную волю. Основные понятия — цели есть те ключевые результаты, к которым организация стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Нормативное число целей — от 4 до 6.
Cлайд 9
Достоинства Недостатки Повышение эффективности работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации в целом Неприменима к управлению организацией, где принято определять цели лишь высшим руководством, не привлекая к этому процессу руководителей всех уровней Усиление мотивации к работе, поскольку в этих условиях каждый чувствует личную заинтересованность в достижении целей Трудно использовать при отсутствии личной мотивации Наглядность достижения конечного результата, т.к. четко сформулированы временные рамки его достижения Внимание руководителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных целей (результатов), т.е. в ущерб стратегическим долгосрочным целям Улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными в связи с прозрачностью и согласованием целей Трудоемкий, сложный и длительный процесс, дает результат только тогда и там, где руководитель сам выбирает модель действий (поведения) Совершенствование системы контроля и оценки работы каждого члена организации (в соответствии с достигнутыми результатами) Наличие слабой системы управления информацией (ее доступность) дает неудовлетворительную организацию контроля
Cлайд 10
В процессе планирования деятельности организации решаются следующие основные задачи:
Cлайд 11
Наиболее важные виды планирования деятельности организации
Cлайд 12
Технология планирования деятельности организации предполагает ориентацию на определенную систему принципов: