Содержание 1)Понятие группы. 2)Причины объединения людей в группы. 3)Стадии развития группы. 4)Внешние условия, определяющие эффективность работы человека и группы. 5)Возможности членов группы. 6)Структура группы и характеристика её компонентов. 7)Формальные и неформальные организации: социальный контроль, сопротивление переменам, неформальные лидеры.
Cлайд 3
Группа – это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Cлайд 4
ГРУППА формальные неформальные временные функционирующие на постоянной основе
Cлайд 5
Cлайд 6
Достижение конкретных целей; Усиление власти; Обеспечение безопасности; Защита прав и социальных гарантий; Общение; Самоуважение; Получение определенного статуса.
Cлайд 7
Стадии развития группы 1.Начальная стадия формирования. 2.Внутригрупповой конфликт. 3.Обеспечение сплоченности членов группы. 4.Стадия наивысшей работоспособности и производительности. 5.Заключительная стадия (для временных групп). ссылка
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Факторы, определяющие качественную сторону взаимодействия группы и организации в лице руководителя: а)структурные – величина группы, членство в группе, коммуникации в группе и организации; б)независимые – физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами; в)переменные – характер задачи, стоящей перед группой; степень сложности задачи; условия решения задачи; г)мотивационные – мотивации членов группы; групповая мотивация; состояние окружающей группу среды (атмосфера в коллективе); д)промежуточные – стиль руководства; взаимоотношения между членами группы, а также всеми работниками организации и группой; распределение ролей и обязанностей; организационный климат; процесс принятия решений в организации.
Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
Неформальные группы динамически взаимодействуют с формальными. В этой модели под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое способствует появлению эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.
Cлайд 15
Взаимодействие Эмоции Деятельность
Cлайд 16
Факторы, оказывающие влияние на группу со стороны внешней среды (по Д. Хомансу): Физические – территория, география, климат. Технологические – здание, оборудование, станки. Культурные – ценности, цели, традиции.
Cлайд 17
Анализ влияния оплаты труда на групповое поведение Высокая Дифференциация в оплате Низкая Взаимозависимость действий членов группы Низкая Высокая Способствует данному функционированию группы и развитию благоприятных отношений между членами Порождает много проблем в отношениях между членами группы Порождает много проблем в отношениях между членами группы Способствует данному функционированию группы и развитию благоприятных отношений между членами
Cлайд 18
Cлайд 19
Внешние условия, определяющие эффективность работы человека и группы. Стратегия развития; Организационная структура; Формально установленные в организации нормы и правила функционирования; Ресурсы, имеющиеся в распоряжении организации ; Система отбора и расстановки персонала; Выработанная в организации система оценки и мотивация работников; Организационная культура. ссылка
Cлайд 20
Cлайд 21
Cлайд 22
Возможности членов группы Профессиональные способности Личностные морально-этические качества
Cлайд 23
Профессиональные способности. Эффективность работы группы определяется не только суммой возможностей каждого из ее членов, но и способностями каждого из входящих в нее индивидов. Помимо этого, важно получать удовлетворение от работы и чувствовать понимание со стороны руководства. Личностные морально-этические качества членов группы также имеют непосредственное отношение к ее эффективности. Коммуникабельность, независимость и самостоятельность сотрудников в работе, безусловно, повышают эффективность группы.
Cлайд 24
СТАТУС СОСТАВ РАЗМЕР РОЛИ ФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО НОРМЫ
Cлайд 25
Cлайд 26
Cлайд 27
Cлайд 28
Формальные и неформальные организации Формальные .Создаются на основании действующего законодательства по решению собственников, а внутренние отношения регулируются нормативными документами. Неформальные . Это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. ссылка
Cлайд 29
Причины вступления в неформальную организацию чувство принадлежности; взаимопомощь; взаимозащита; тесное общение и симпатия; заинтересованность. ссылка
Cлайд 30
Характеристики неформальных организаций Социальный контроль. Установление и укрепление норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Сопротивление переменам. Наблюдается тенденция к сопротивлению переменам, это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Неформальные лидеры. Опора неформального лидера – признание его группой. Неформальный лидер помогает группе в достижении её целей, поддерживает и укрепляет её существование. ссылка
Cлайд 31
Проблемы, связанные с неформальными организациями снижение эффективности; распространение ложных слухов; тенденция сопротивляться переменам.
Cлайд 32
большая преданность организации; высокий дух коллективизма; более высокая производительность труда, наблюдается в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные. ссылка
Cлайд 33
Список литературы 1)Основы менеджмента: учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева и др. – М. : КНОРУС, 2007. – 496 с. 2)Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : учебник. 3-е изд. М. : Гардарики, 2001. 3)Герчикова И.Н. Менеджмент : учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 4)Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.:Дело,1992г. 5)Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г.Лапусты – М.:ИНФРА-М, 1996г. 6)Менеджмент организации : учебник / А.В.Тебекин, Б.С. Касаев. – 2-е изд., перераб. Идоп. – М. : КНОРУС, 2007. – 416 с. 7)Менеджмент: учеб. Пособие / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 220 с. – (Вопрос – ответ).