Финансы и кредит Тема 4. Бюджет и бюджетная система РФ
Cлайд 2
Сущность бюджета Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Cлайд 3
Характерные черты бюджета - как объективная экономическая категория - как система денежных отношений -как основной финансовый план - как инструмент финансовой политики государства
Cлайд 4
Функции бюджета - образование бюджетного фонда - использование бюджетного фонда - контрольная
Cлайд 5
Бюджетная система Бюджетная система РФ – это совокупность бюджетов разных уровней, основанная на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве.
Cлайд 6
Структура бюджетной системы РФ (ст. 10 БК) федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты (бюджеты МО).
Cлайд 7
Принципы бюджетной системы РФ (ст.28 БК) принцип единства бюджетной системы принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы принцип самостоятельности бюджетов принцип сбалансированности бюджета принцип достоверности бюджета принцип гласности
Cлайд 8
Консолидированный бюджет Свердловской области Консолидированный бюджет Свердловской области Областной бюджет Местные бюджеты Городские округа Муниципальные районы Поселения
Cлайд 9
Формирование доходной части бюджетов Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные перечисления
Cлайд 10
Функциональная классификация расходов бюджета По участию в общественном воспроизводстве По целевому назначению По отраслям По организационному признаку По уровню управления
Cлайд 11
Бюджетный процесс Бюджетный процесс представляет собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.
Cлайд 12
Участники бюджетного процесса Президент Российской Федерации; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы денежно-кредитного регулирования; Органы государственного и муниципального финансового контроля; Государственные внебюджетные фонды; Главные распорядители и распорядители бюджетных средств; Иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Cлайд 13
Стадии бюджетного процесса Составление проектов бюджетов; Рассмотрение и утверждение проекта бюджета; Казначейское исполнение бюджетов ; Составление отчета об исполнении федерального бюджета.
Cлайд 14
Межбюджетные отношения Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Cлайд 15
Принципы межбюджетных отношений распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации; разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Cлайд 16
Уровень бюджетной обеспеченности УБО = ИНП / ИБР, где ИНП – индекс налогового потенциала ИБР – индекс бюджетных расходов Дотации из федерального бюджета предоставляются субъектам РФ, имеющим уровень бюджетной обеспеченности ниже установленного Правительством РФ критерия.
Cлайд 17
Бюджетный федерализм и бюджетная самостоятельность Федеральный бюджет + ГВБФ Бюджеты субъектов РФ + ТВБФ Местные бюджеты (бюджеты МО) Бюджетный федерализм – это форма финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов.
Cлайд 18
Формы межбюджетных трансфертов Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе для выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности.
Cлайд 19
Формы межбюджетных трансфертов Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Cлайд 20
Формы межбюджетных трансфертов Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Cлайд 21
Виды бюджетных систем Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных основах. Им присуща высокая самостоятельность территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.
Cлайд 22
Модели построения бюджетных систем государства
Cлайд 23
Отличия федеративных и унитарных бюджетных систем
Cлайд 24
Дефицит бюджета Активный – это бюджетный дефицит, который заложен при утверждении бюджета. Пассивный – дефицит вызванный сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности в течении отчетного периода.
Cлайд 25
Параметры бюджетного дефицита
Cлайд 26
Факторы возникновения бюджетного дефицита Увеличение темпов финансирования социальных расходов по сравнению с темпом прироста валового внутреннего продукта Осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры Наращивание военных расходов Кризисные явления в экономике Чрезвычайные обстоятельства (война, форс-мажор)
Cлайд 27
Методы управления дефицитом Разработка четкой программы финансовых мероприятий, направленных на обеспечение стабилизации рубля. (Стабильные деньги – основа экономического подъема). Поиск эффективных источников покрытия бюджетного дефицита (займы, ценные бумаги и т.д.) Контроль за развитием бюджетной и экономической ситуации, обеспечивающий приведение бюджетного дефицита к оптимальному размеру 3-5% от величины ВВП Сокращение военных расходов Разработка механизма секвестра (т.е. пропорционального снижения расходов по всем статьям) и обеспечение его неукоснительной реализации.
Cлайд 28
Источники финансирования дефицита федерального бюджета 1) внутренние источники: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 2) внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Cлайд 29
Источники финансирования дефицита регионального бюджета 1) внутренние источники: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; кредиты, полученные от кредитных организаций. 2) внешние источники: определяются в соответствии с законодательством РФ
Cлайд 30
Источники финансирования дефицита местного бюджета внутренние источники: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.