Общая характеристика Открытие Строение Передвижение Питание Роль в природе и жизни человека Лабораторная работа Проверь себя Инструкция для учителя
Cлайд 3
Простейшие – очень многочисленная группа живых организмов. В настоящее время их описано более 70 000 видов. Эвглена зеленая Вольвокс
Cлайд 4
Размеры простейших самые разнообразные. Среди них можно встретить трубачей. Это инфузории – великаны, достигающие в длину 1-2 мм, поэтому их можно разглядеть без микроскопа в виде мелких комочков. Различны по размеру амебы: от нескольких мкм до 0,5 - 1,5 мм. Трубач
Cлайд 5
Простейшие – одноклеточные организмы, обитающие в воде, почве, в телах других организмов. Они настолько малы, что долгое время о них никто ничего не знал. Впервые, рассматривая маленькую капельку воды в собственноручно сконструированный микроскоп, их увидел в 1675 году голландский естествоиспытатель Антонио Ван Левенгук. Он назвал эти существа «мельчайшими зверьками». Антонио Ван Левенгук (1632 – 1723 г.г.)
Cлайд 6
Первые микроскопы Левенгука Антонио Ван Левенгук сделал микроскоп из единственной линзы, но необычайно тщательно отшлифованной. Всего за свою жизнь он изготовил около 250 линз, добившись 300-кратного увеличения. Устанавливая линзы в металлические оправы, он соорудил микроскоп и с его помощью проводил самые передовые по тем временам исследования.
Правила работы с микроскопом Поставь микроскоп ручкой штатива к себе. Вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения. Положи готовый препарат на столик микроскопа (над отверстием столика). 4. Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования. 5. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт до тех пор, пока не появится четкое изображение объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат!
Cлайд 9
Организм простейшего животного состоит из отдельной самостоятельной клетки, выполняющей все основные жизненные функции. Эта клетка имеет ядро, цитоплазму, оболочку и органеллы. Органеллы – это отдельные клеточные участки простейших, выполняющие различные функции.
Cлайд 10
Одни простейшие, например, амеба, способны изменять форму своей клетки. У других она постоянна из-за плотной клеточной оболочки. Для некоторых простейших характерен твердый наружный скелет.
Cлайд 11
Передвигаться простейшие могут по - разному. Эвглена передвигается с помощью жгутика Амеба для передвижения использует ложноножки У инфузории - туфельки есть реснички Сувойки ведут прикрепленный образ жизни
Cлайд 12
Питаются все простейшие готовыми органическими веществами, однако добывают их разными способами. Некоторые питаются одноклеточными водорослями с помощью ложноножек Другие (хищники) – более мелкими простейшими Простейшие – паразиты живут за счет организма - хозяина Трипаносомы
Cлайд 13
Питание эвглены зеленой немного отличается. В цитоплазме у нее находятся зеленые хлоропласты. Благодаря этому эвглена способна вырабатывать на свету органические вещества из неорганических (как растение). Но, помещенная в темноту, она начинает потреблять растворенные в воде органические вещества, образующиеся при гниении отмерших организмов. Хлоропласты
Cлайд 14
Роль простейших в природе и жизни человека Являются кормом для животных. Участвуют в образование горных пород (мел, известняк, кремний) 3. Вызывают опасные заболевания человека (сонная болезнь, дизентерия, малярия, лямблиоз и другие) Трипаносомы Дизентерийная амеба
Cлайд 15
Недра Земли содержат скелеты простейших, живших в древние эпохи в древних морях. Среди них особенно значимы морские простейшие – фораминиферы и радиолярии. Раковины фораминифер содержат карбонат кальция. После отмирания животных раковины опускаются на дно и ложатся толстым слоем. Окаменевшие осадки превращаются в осадочные породы – известняк, мел. Многообразие фораминифер Мел Известняк
Cлайд 16
Другие раковинные простейшие – радиолярии – способны накапливать в своих раковинах кремний, стронций. Из их скелетов формируются кремниевые осадочные породы. Под микроскопом в кремнях можно различить спикули-иголочки морских губок, ажурные фонарики-скелеты одноклеточных организмов радиолярий, створки крошечных раковин.
Cлайд 17
Среди простейших существует много видов, паразитирующих в теле животных и человека. К таким паразитам относятся трипаносомы, которые живут в крови своих хозяев. Трипаносомы – возбудители тяжелой сонной болезни, распространенной в экваториальной Африке. Переносчиком ее является муха Це-Це Муха Це-Це Трипаносомы в крови человека
Cлайд 18
Другая опасная болезнь – малярия, вызывается малярийным плазмодием. В кровь он попадает при укусе малярийного комара. Раньше от малярии погибало очень много людей. Распространена эта болезнь в тропиках и субтропиках, особенно там, где много болот, так как именно в них выводятся малярийные комары. Малярийный плазмодий Укус малярийного комара
Cлайд 19
Лабораторная работа №8 Рассматривание простейших под микроскопом Цель работы: рассмотреть клетки – организмы, выделить их общие признаки. Ход работы Подготовить микроскоп к работе. 2. Пользуясь готовыми микропрепаратами, рассмотрите амебу и инфузорию-туфельку. 3. Зарисуйте клетки – организмы, обозначив в них ядро. 4. Отметьте отсутствие хлорофилла в клетке простейшего. 5. Сделайте выводы: а) об общих признаках в строении амебы и инфузории – туфельки: б) о связи строения одноклеточного организма и способа его питания
Cлайд 20
Тест Подумаем вместе
Cлайд 21
Ответ
Cлайд 22
Ответ
Cлайд 23
Ответ
Cлайд 24
Ответ
Cлайд 25
Ответ
Cлайд 26
Что представляет собой школьный мел? ответ Ответ. Мел, которым мы пишем на доске, состоит преимущественно из раковин морских простейших. 1
Cлайд 27
Известно, что простейшие широко распространены в пленках почвенной влаги и различных водоемов, но они не могут жить в кипяченой воде. Почему? ответ Ответ. В кипяченой воде нет кислорода. 2
Cлайд 28
Известно, что эвглена на свету питается веществами, образовавшимися в хлоропластах. Погибнет ли эвглена в темноте? Ответ. Нет. При длительном нахождении в темноте эвглена начинает усваивать растворенные органические вещества 3 ответ
Cлайд 29
Инструкция по использованию презентации Информационные ресурсы
Cлайд 30
«Ботаника и зоология для школьников и абитуриентов» Т.А. Боброва, И.М. Гуфельд, Москва, «Рипол классик», 1999. «Биология для абитуриентов» Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004. «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С. Сухова, В.И. Строганов, Москва, «Вентана Граф», 2001 Ресурсы интернета http://www.spiridonaudio.com/getnews/17/ http://czl-prilad.mylivepage.ru/image/1236 http://www.e-drofa.ru/materials/bio10/0584-antoni-van-levenguk.html http://tana.ucoz.ru/load/309-1-2 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79010/? Единая коллекция ЦОР http://kd-rigoros.com.ua/bio.html http://images.yandex.ru/yandsearch http://busile.at.ua/index/0-53 http://www.samoupravlenie.ru/39-08.php http://mybluecanary.blogspot.com/2007/12/blog-post_205.html http://www.ati.com.ua/114805/bb/14_13_0.html http://nature.web.ru/db/simg.html?mid=1184078&n=0