Цель урока: раскрыть особенности внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде. Источники информации: 1.учебник В.М. Константинов, В.С. Кучменко, В.Г. Бабенко «Биология. Животные» , М. изд-во «Вентана-Граф» 2009 г. 2. http://900igr.net/fotografii/b http://zance.ru/docs/2800/inde… Оборудование: компьютер, проектор.
Cлайд 3
|.Актуализация знаний. 1. Почему рыб относят к подтипу Черепные или Позвоночные? 2.Назовите, какие вы знаете системы органов?
Cлайд 4
||. Изучение новых знаний Опорно-двигательная система. Какие кости образуют скелет рыбы? В тетради записать все части скелета.
Cлайд 5
Плавательный пузырь 1.Какое значение имеет плавательный пузырь в жизни рыбы?
Cлайд 6
Задание 1. Рассмотрите расположение внутренних органов в теле рыбы.
Cлайд 7
Задание 2. Найдите жабры. Где они расположены. К какой системе органов они относятся?
Cлайд 8
Строение жабер 1.Чем снаружи закрыты жабры? 2.Какое строение имеют жабры? 3.Каково значение жаберных лепестков и жаберных тычинок?
Cлайд 9
Задание 3. Найдите желудок, кишечник, печень. Какую роль играет печень?
Cлайд 10
Задание 4.Найдите сердце, какие органы относятся к кровеносной системе? Почему кровеносная система называется замкнутой?
Cлайд 11
Кровеносная система 1.Сколько камерное сердце? 2.Назовите камеры (отделы)сердца 3.Откуда и куда идёт кровь в сердце? 4.Какая кровь проходит через сердце? 5.Сколько кругов кровообращения у рыб? 6.По спинной аорте кровь идёт ________________. 7.По брюшной аорте кровь идёт ____________
Cлайд 12
Задание 5. Определите расположение почек. К какой системе органов они относятся
Cлайд 13
Нервная система рыбы 1.Какими органами образована нервная система рыбы? 2. Какие отделы имеются в головном мозге? нервы
Cлайд 14
|||. Этап закрепления знаний Вопросы на закрепление 2.Заполнить таблицу на стр. 160 учебника.
Cлайд 15
Размножение рыб Самостоятельная работа по учебнику. Ответьте на следующие вопросы. 1)По способу рыбы ____________ 2) Органы размножения самок __________, самцов. 3)Оплодотворение __________ 4)Какие условия необходимы для развития икры? 5).Почему треска и сазан откладывают миллионы икринок, а колюшка и тиляпия –несколько десятков? 6).Миграции. Виды миграций.
Cлайд 16
1.НЕРВНАЯ СИСТЕМА РЫБ: А. СОСТОИТ ИЗ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА И ОТХОДЯЩИХ ОТ НИХ НЕРВОВ; Б. ОБРАЗОВАНА ГОЛОВНЫМ НЕРВНЫМ УЗЛОМ, ДВУМЯ НЕРВНЫМИ СТВОЛАМИ, СОЕДИНЁННЫМИ ПЕРЕМЫЧКАМИ. В. СОСТОИТ ИЗ ОКОЛОГЛОТОЧНОГО НЕРВНОГО КОЛЬЦА И БРЮШНОЙ НЕРВНОЙ ЦЕПОЧКИ; Г. ИМЕЕТ ВИД ТРУБКИ, В КОТОРОЙ НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ГОЛОВНОЙ МОЗГ. 2. ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ОБЪЁМА ПЛАВАТЕЛЬНОГО ПУЗЫРЯ ПЛОТНОСТЬ ТЕЛА РЫБЫ: А. НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ; Б. УВЕЛИЧИВАЕТСЯ; В. УМЕНЬШАЕТСЯ; 3.У РЫБ В БРЮШНОЙ АОРТЕ ТЕЧЁТ КРОВЬ: А. АРТЕРИАЛЬНАЯ; Б. ВЕНОЗНАЯ; В. СМЕШАННАЯ; Г. НАСЫЩЕННАЯ КИСЛОРОДОМ. 4.У РЫБ В СЕРДЦЕ ПОСТУПАЕТ КРОВЬ: А. ВЕНОЗНАЯ; Б. НАСЫЩЕННАЯ КИСЛОРОДОМ; В. АРТЕРИАЛЬНАЯ; Г. СМЕШАННАЯ. Тесты на закрепление
Cлайд 17
1.Через органы выделения у рыб удаляются: А. питательные вещества; Б. непереваренные остатки пищи; В. вредные вещества, образующиеся в клетках тела. 2.Газообмен между кровью и внешней средой происходит: А.в жаберных артериях; Б. в жаберных венах; В.в жаберных капиллярах. 3. Число отделов головного мозга рыб равно: А. 4; Б. 3; В.5; Г.6. 4.Назовите структуру рыбы, которая располагается внутри позвоночного канала. А.Остаток хорды, Б. Хрящевая прослойка, В. Спинной мозг, Д. Нервы.
Cлайд 18
5. Распределите органы выделения и пищеварения по системам органов: 1.Органы пищеварения 2.Органы выделения А. Ротовая полость; Б. Почки; В. Пищевод; Г. Мочеточники; Д. Мочевой пузырь; Е. Желудок; Ж. Печень; З. Поджелудочная железа. 6. Закончить предложение: А. Сердце рыб состоит из двух камер: _________ и __________ Б.В сердце течёт кровь _________________________ В. Основным органом дыхания рыб являются ______________ 7. Установите соответствие : 1.Кости скелета 2.Отделы головного мозга 3.Органы кровеносной системы А. Спинная аорта, Б. рёбра, В. мозжечок, Г. Брюшная аорта, Д. череп, Е. передний мозг, Ж. позвоночник, З. Плавники, И. капилляры.