Цели и задачи урока: 1. Знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями. 2. Понять сущность и значение дыхательного процесса. 3. Выяснить механизмы голосообразования.
Cлайд 3
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ . Органы дыхания - обеспечивают газообмен между организмом и окружающей средой
Cлайд 4
Дыхательная система человека.
Cлайд 5
Cлайд 6
Самопроверка: «5» - пять ответов «4» - четыре ответа «3» - три ответа
Cлайд 7
План урока Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения и их регуляция. Газообмен в тканях и легких. Голосообразование. Лабораторная работа. Домашнее задание.
Cлайд 8
Дыхание Внутреннее Внешнее Вдох и выдох Клеточное дыхание
Cлайд 9
Лабораторная работа Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после. Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания. Оборудование: часы с секундной стрелкой
Cлайд 10
Ход работы: 1. Определить количество дыхательных движений в состоянии покоя, для этого в течении 30 с просчитайте их число . Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течении 2-3 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь часами, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе. Отдохните ровно 2 мин и повторите п. 1. Определить количество дыхательных движений в состоянии покоя, для этого в течении 30 с просчитайте число вдохов и выдохов.
Cлайд 11
Таблица № 1 Состояние здоровья 1-ый этап работы 2-ой этап работы 3-ий этап работы 4-ый этап работы 5-ый этап работы Здоров, тренирован 12-18 50-70 с 75-105 с более 100 20-25 Здоров, нетренирован 12-18 45-50 с 55-75 80-100 26-30 Скрытая недостаточность кровообращения 12-18 30-45 с менее 55 менее 80 более 30
Cлайд 12
Задача №1 При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см³ воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода (на 4% меньше вдыхаемого). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет ученик, класс (27 учащихся) за урок, если один ученик делает в одну минуту ___ дыхательных движений.
Cлайд 13
Дыхание Внутреннее Внешнее Вдох и выдох Клеточное дыхание
Cлайд 14
Строение гортани.
Cлайд 15
Образование звуков Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Cлайд 16
Рассказывают, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!» Черным - черна однажды затесалась Ворона между черными дроздами. Ее никто не распознал бы в стае, Сумей она попридержать язык!
Cлайд 17
Мини эксперимент Издайте звук на максимальном вдохе Издайте звук на максимальном выдохе
Cлайд 18
Физкультминутка А теперь мы не спеша Будем правильно дышать. Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже. Руки на спину заложим, Голову поднимем выше И легко, легко подышим.
Cлайд 19
"От Советского информбюро..." - Юрий Левитан
Cлайд 20
Образование звука Воздух Голосовая щель Колебания голосовых связок Звук
Насколько громко? Падающие листья Шепот- 20дБ Скоростной поезд От 80 – 90 дБ Читальный зал, сельская местность Разговор От 30 – 60 дБ Гром От 95 – 115 дБ салон автомобиля От 50 – 60дБ Взлет реактивного самолета От 125 – 140 дБ Оркестр От 50 -70 дБ Выстрел из винтовки, орудия от 160 – 170 дБ Пылесос От 60 – 80 дБ Взрыв атомной бомбы 200 дБ Падающие листья Шепот- 20дБ Скоростной поезд От 80 – 90 дБ Читальный зал, сельская местность Разговор От 30 – 60 дБ Гром От 95 – 115 дБ салон автомобиля От 50 – 60дБ Взлет реактивного самолета От 125 – 140 дБ Оркестр От 50 -70 дБ Выстрел из винтовки, орудия от 160 – 170 дБ Пылесос От 60 – 80 дБ Взрыв атомной бомбы 200 дБ
Cлайд 25
Орган 1. Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4. Легкие 5. Легочная и пристеночная плевра Выполняемая функция а) содержит жидкость, снижающую трение б) увлажнение воздуха, задерживание пыли в) обеспечивает свободное прохождение воздуха г) образование звуков, рефлекторный кашель д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану Соотнеси
Cлайд 26
Орган 1. 2. 3. 4. 5. Выполняемая функция а) б) в) г) д) Проверь себя
Cлайд 27
Задача №2 Однажды в больницу был доставлен человек. Его грудная клетка с двух сторон была пробита. Легкие при этом остались невредимыми. Через некоторое время больной умер от удушья. Дайте объяснение этому явлению. Задача № 3 Причина вдоха и выдоха издавна интересовала ученых, врачей. В свое врем, было предложено несколько гипотез, объясняющих это явление: а) воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку; б) легкие в грудной полости расширяются и засасывают (втягивают) атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь выталкивают его (выдох). С какой гипотезой вы согласны?
Cлайд 28
Проверь себя сам: 1 3 6 7 4 5 2
Cлайд 29
Рефлексия Закончи предложение Сегодня на уроке я _________________ Самым сложным для меня сегодня было _____________________________ Сегодня я задумался _______________ На будущее мне нужно иметь ввиду _________________________________ Что осталось не понятным на уроке ________________________________
Cлайд 30
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Биология: выучить с. 142 – 144, повторить с. 138 – 141 Физика: В 1 л воздуха содержится 210 см3 кислорода. Человек при работе потребляет 6 л кислорода в одну минуту. Сколько воздуха должно пройти через его легкие за рабочий день?