Урок –путешествие на тему: «Лишайники» учитель биологии Христова Л.С.
Cлайд 2
Познакомить учащихся со строением, питанием и размножением лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением. Продолжить формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Продолжить развивать представления учащихся о многообразии живых организмов на Земле. Продолжить развитие речевых и мыслительных навыков учащихся. Цели урока:
Cлайд 3
Организационный момент. Актуализация знаний учащихся. Восприятие и первичное осмысление нового материала. Обобщение и систематизация новых знаний. Подведение итогов урока, выставление оценок. Домашнее задание. План урока
Cлайд 4
Вопросы на повторение: Какие живые организмы называют автотрофными? Какие организмы называют гетеротрофными? Организмы, которые сами синтезируют органические вещества Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами
Cлайд 5
Два организма взаимно полезны, Связаны вместе просто железно. Жить в одиночку? – огромный вопрос. Такое сожительство есть … симбиоз Что такое симбиоз?
Cлайд 6
Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) «Растение – сфинкс» ? Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла
Cлайд 7
Лишайники – «изумительная выдумка природы» Почему лишайники сравнивают со сфинксами? ?
Cлайд 8
Наука, изучающая лишайники, называется ЛИХЕНОЛОГИЯ (1803 г) Станция «Историческая» Г. де’ Бари А.С. Фаминицын О.В. Баранецкий
Cлайд 9
Станция «Биологическая» Свыклась водоросль с грибком, зацепилась за кору И пришлася ко двору. Удивительное дело – как дружны зелёный с белым! Друг за друга отвечают, и друг друга выручают! Строение лишайника Синтез органических веществ Минеральные вещества и вода Защита
Cлайд 10
Лишайники- это симбиотические организмы, состоящие из автотрофных водорослей и гетеротрофных гифов гриба
Cлайд 11
Размножение лишайников Как целостный организм, лишайник размножается вегета-тивно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образова-ниями - соредиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей
Cлайд 12
Классификация лишайников по типу слоевища Накипные Кустистые Листоватые Станция «Исследовательская»
Cлайд 13
Накипные лишайники Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. лецидея леканора
Cлайд 14
Листоватые лишайники Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок. пармелия ксантория золотянка
Cлайд 15
Кустистые лишайники Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре. рамалина ягель цетрария
Cлайд 16
Станция «Географическая» Лишайники есть везде! К. А. Тимирязев писал: «Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»
Cлайд 17
Станция «Экологическая» Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха
Cлайд 18
Ребус Лишайники живут исключительно атмосферными осадками
Cлайд 19
Значение лишайников в природе Первопоселенцы безжизненных пространств Участвуют в первичном почвообразовании Участвуют в разрушении горных пород Виды - эдификаторы Важный компонент биогеоценозов. Убежище для насекомых Пища для копытных животных
Cлайд 20
Значение лишайников в народном хозяйстве и жизни человека Служат для определения возраста горных пород Пища для человека Получение природных красителей Применение в парфюмерной промышленности Сырьё для химической промышленности Применение в медицине Индикаторы чистоты воздуха Корм для северных оленей
Cлайд 21
Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К. А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»? Выводы урока: Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли; Водоросли создают в процессе фотосинтеза органические вещества. Грибы – создают “каркас” слоевища и обеспечивают водой и минеральными веществами 2. Лишайники неприхотливы, но требовательны к чистоте воздуха. 3. Лишайники играют важную роль в природе и используются в хозяйственной деятельности человека.
Cлайд 22
Спасибо за внимание!
Cлайд 23
А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии 6класс» Т.Е. Буяло, Т.М. Васюта «Уроки биологии 7 класс» В.В. Пасечник «Учебник биологии 6 класс». http://office.microsoft.com/ru-ru/ctndirectdownload.aspx?AssetID=TC010362654&Application=PP&Version=11&Result=2# шаблон презентации http://karshi.gooboards.com/t69-topic гриб фото http://fotki.yandex.ru/users/osem07/view/306940/?page=0 ксантория фото http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/lishajniki/0-26 строен лишайника фото http://www.vvv.ru/engphotos/picture.php3?id=13744,page=2 лишайник Http://tourism.uni-dubna.ru/pohod/khibiny/foto2/page_09.htm лишайник http://mycologie.catalogne.free.fr/lichens.htm лишайник http://images.yandex.ru/yandsearch?p=65&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5313%2F106396386.61%2F0_813a4_a7fc8b68_XL&rpt=simage лишайник http://images.yandex.ru/yandsearch?p=19&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F4417%2F106396386.5d%2F0_7e775_172b84b6_XL&rpt=simage лишайник Использованная литература и источники