Код презентации скопируйте его
Цели и задачи урока: 1.Показать особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. 2.Раскрыть черты сходства птиц с пресмыкающимися. 3.Познакомиться с орнитофауной Астраханской области. 4.Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.
Каждая рассмотренная группа животных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут. Но эти признаки не универсальны. Например: что произойдет с рыбой или с озерной лягушкой, если их отдалить от воды? Плотные покровы пресмыкающихся не спасли их от похолодания, так как у них остался низкий уровень обмена веществ из-за несовершенства кровеносной системы. Перечисленные группы животных - холоднокровные, а что это значит? Когда же в истории Земли наступило похолодание, а пространства с теплым климатом были заполнены холоднокровными жизненными формами, то у эволюции было два пути: 1.создать новые жизненные формы, которые бы выдержали похолодание 2.завершить развитие, эволюцию, оставшихся в живых пресмыкающихся.
СХЕМА 1 Изменение условий внешней среды Похолодание Усиление обмена веществ ? Совершенствование кровеносной и дыхательной систем
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ Какой признак появляется в животном мире? В животном мире появляется теплокровность. Для защиты этого признака от непостоянства температур совершенствуются покровы тела. Итак: возникают параллельно два класса животных: 1.Животные, освоившие воздушные пространства – ПТИЦЫ 2.Наземные, покрытые волосяным покровом –МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Делаем еще один вывод: пресмыкающиеся являются одним предком для птиц и млекопитающих.
Задание 1 Рассмотрите таблицу «Родословная животного мира». Напишите в тетрадях историю Хордовых в виде схемы.
Задание 2 Рассмотрите чучело птицы, рисунки с изображением птиц и перечислите наиболее характерные внешние признаки, отличающие птиц от других животных.
Характерные внешние признаки птиц: 1.Форма тела (яйцевидная, хвост, длинная шея) 2.Крылья 3.Две ноги 4.Голова с клювом, зубы отсутствуют 5.Тело покрыто перьями.
Проблемный вопрос: «Что помогает большинству птиц поднимать свое тело на большую высоту? Какие приспособления природа дала этим животным?»
Инструктивная карточка к лабораторной работе Тема: Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных видов птиц. Ход работы 1.Рассмотрите рисунок, чучело птицы и напишите какую форму тела имеет птица. 2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего? 3.Что представляет собой хвост птицы, его значение? 4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы? 5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова. 6.Заполните схему (воспользуйтесь рисунком в учебнике): 7.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему? 8.Напишите вывод о приспособленности птиц к полету.
Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. 1.Форма тела - яйцевидная, обтекаемая 2.Крылья – для поддержания птицы в воздухе 3.Хвост – выполняет роль руля 4.Длинная, подвижная шея – для обзора 5.Перьевой покров – для сохранения постоянной температуры тела 6. 7.Отсутствие зубов – для облегчения массы тела.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД Все внешние признаки птиц приспособлены к полету: 1.форма тела 2.наличие крыльев, хвоста 3.перьевой покров 4.отсутствие зубов.
Задание 3 Работа с книгой (п.27). Прочитав материал на стр. 134 вы заполняете таблицу. Таблица «Черты сходства Пресмыкающихся и Птиц»
Таблица «Черты сходства Птиц и Пресмыкающихся» Классы животных Черты сходства Покровы Кожные железы Строение яйца Пресмыкающиеся Роговые чешуйки Отсут ствуют Богато желтком Птицы Цевки, перья Почти отсут ствуют Богато желтком