Тема урока: «Класс Птицы» Вслед за птицами Автор презентации Кадырова Р.Х.
Cлайд 2
Цели и задачи урока: 1.Показать особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. 2.Раскрыть черты сходства птиц с пресмыкающимися. 3.Познакомиться с орнитофауной Астраханской области. 4.Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.
Cлайд 3
Каждая рассмотренная группа животных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут. Но эти признаки не универсальны. Например: что произойдет с рыбой или с озерной лягушкой, если их отдалить от воды? Плотные покровы пресмыкающихся не спасли их от похолодания, так как у них остался низкий уровень обмена веществ из-за несовершенства кровеносной системы. Перечисленные группы животных - холоднокровные, а что это значит? Когда же в истории Земли наступило похолодание, а пространства с теплым климатом были заполнены холоднокровными жизненными формами, то у эволюции было два пути: 1.создать новые жизненные формы, которые бы выдержали похолодание 2.завершить развитие, эволюцию, оставшихся в живых пресмыкающихся.
Cлайд 4
СХЕМА 1 Изменение условий внешней среды Похолодание Усиление обмена веществ ? Совершенствование кровеносной и дыхательной систем
Cлайд 5
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ Какой признак появляется в животном мире? В животном мире появляется теплокровность. Для защиты этого признака от непостоянства температур совершенствуются покровы тела. Итак: возникают параллельно два класса животных: 1.Животные, освоившие воздушные пространства – ПТИЦЫ 2.Наземные, покрытые волосяным покровом –МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Делаем еще один вывод: пресмыкающиеся являются одним предком для птиц и млекопитающих.
Cлайд 6
Задание 1 Рассмотрите таблицу «Родословная животного мира». Напишите в тетрадях историю Хордовых в виде схемы.
Cлайд 7
История Хордовых (схема 2) Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Cлайд 8
Задание 2 Рассмотрите чучело птицы, рисунки с изображением птиц и перечислите наиболее характерные внешние признаки, отличающие птиц от других животных.
Проблемный вопрос: «Что помогает большинству птиц поднимать свое тело на большую высоту? Какие приспособления природа дала этим животным?»
Cлайд 11
Инструктивная карточка к лабораторной работе Тема: Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных видов птиц. Ход работы 1.Рассмотрите рисунок, чучело птицы и напишите какую форму тела имеет птица. 2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего? 3.Что представляет собой хвост птицы, его значение? 4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы? 5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова. 6.Заполните схему (воспользуйтесь рисунком в учебнике): 7.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему? 8.Напишите вывод о приспособленности птиц к полету.
Cлайд 12
Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. 1.Форма тела - яйцевидная, обтекаемая 2.Крылья – для поддержания птицы в воздухе 3.Хвост – выполняет роль руля 4.Длинная, подвижная шея – для обзора 5.Перьевой покров – для сохранения постоянной температуры тела 6. 7.Отсутствие зубов – для облегчения массы тела.
Cлайд 13
ДЕЛАЕМ ВЫВОД Все внешние признаки птиц приспособлены к полету: 1.форма тела 2.наличие крыльев, хвоста 3.перьевой покров 4.отсутствие зубов.
Cлайд 14
Задание 3 Работа с книгой (п.27). Прочитав материал на стр. 134 вы заполняете таблицу. Таблица «Черты сходства Пресмыкающихся и Птиц»
Cлайд 15
Таблица «Черты сходства Птиц и Пресмыкающихся» Классы животных Черты сходства Покровы Кожные железы Строение яйца Пресмыкающиеся Роговые чешуйки Отсут ствуют Богато желтком Птицы Цевки, перья Почти отсут ствуют Богато желтком
Cлайд 16
Домашнее задание 1.п.27 «Класс Птицы». 2.Зарисуйте в тетради разные виды перьев птиц. 3.Творческое задание: написать реферат о птицах, занесенных в Красную книгу, обитающих на территории Астраханской области.
Cлайд 17
Используемая литература: 1.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, «Дрофа», Москва, 2011 г. 2.Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7-8 класс, «Просвещение», Москва, 2007 г. 3.Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»