Код презентации скопируйте его
Цель урока Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека. Задачи урока Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах. Продолжить формирование умений узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значение в биоценозах. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задание Ответ: Устрица Вам даны единицы систематики животного мира; Царство, вид, тип, класс, семейство, отряд. Расположите их в логической последовательности Переверните карточки, если вы составили верно, то у вас получилось название моллюска
Признаки Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие Среда обитания Особенности Строения Образ жизни Представители Значение В биоценозах
Признаки Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие Среда обитания Моря, пресные водоемы, суша Особенности Строения Спирально-закрученная раковина, нога, голова, туловище, мускулистый язык терка, сердце 2-х камерное Образ жизни Хищные, растительноядные, мало подвижные Представители Рапана, мурекс, виноградная улитка, слизень, янтарка Значение В биоценозах Звено в цепи питания, Вредители с/х культур
Признаки Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие Среда обитания Моря, пресные водоемы Особенности Строения Отсутствует голова, раковина двустворчатая, сердце 3-х камерное Образ жизни Хищники, придонные животные, передвигаются медленно Представители Беззубка, перловица, мидии, устрицы Значение В биоценозах Звено в цепи питания, очищают воду от органических взвесей
Признаки Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие Среда обитания Теплые моря Особенности Строения Нет раковины, голова, щупальца, воронка, сердце 3-х камерное, развиты органы чувств, глаза, сложно устроена нервная система Образ жизни Хищники, активно плавающие животные Представители Кальмар, осьминог, каракатица Значение В биоценозах Звено в цепи питания
В природе В жизни человека Входят в цепи питания. Промежуточные хозяева паразитов. Вредители с\х культур. Естественные очистители воды. Источник пищи Источник перламутра и жемчуга. Сырье для промышленности. Разменная монета. Вредители кораблей.
Беспозвоночные Мидия Многоклеточные Двустворчатые Мидия Двустворчатые Беспозвоночные Многоклеточные
Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон – «морской шелк». До сих пор в Италии из «морского шелка» шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь.
Обыкновенный кальмар Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера – левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары – основная пища , и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло.
Тело моллюсков состоит из туловища и ноги. Некоторые моллюски не имеют раковины. Органы дыхания – жабры, у наземных представителей - легкие. Кровеносная система замкнутая. Все моллюски – растительноядные животные. Органы выделения моллюсков почки. Все моллюски – гермафродиты. Нога двустворчатого моллюска служит только для ползания. Тело двустворчатого моллюска состоит из головы, туловища и ноги. Щупальца – головоногих – это видоизмененная нога.
Рефлексия 1 Рефлексия 2 Оцените свои знания по теме. Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат. Обратите внимание на промахи. Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению. Что вам понравилось на уроке? Что было главным? Чему вы научились? Что было для вас трудным? Где могут пригодится эти знания?
Беззубка обыкновенная европейская Виноградная улитка Гребешок святого Якова Жемчужница обыкновенная Осьминог обыкновенный