КЛАСС ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Cлайд 2
Цель урока Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека. Задачи урока Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах. Продолжить формирование умений узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значение в биоценозах. Воспитывать бережное отношение к природе.
Cлайд 3
Cлайд 4
Задание Ответ: Устрица Вам даны единицы систематики животного мира; Царство, вид, тип, класс, семейство, отряд. Расположите их в логической последовательности Переверните карточки, если вы составили верно, то у вас получилось название моллюска
Cлайд 5
Признаки Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие Среда обитания Особенности Строения Образ жизни Представители Значение В биоценозах
Cлайд 6
Cлайд 7
Признаки Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие Среда обитания Моря, пресные водоемы, суша Особенности Строения Спирально-закрученная раковина, нога, голова, туловище, мускулистый язык терка, сердце 2-х камерное Образ жизни Хищные, растительноядные, мало подвижные Представители Рапана, мурекс, виноградная улитка, слизень, янтарка Значение В биоценозах Звено в цепи питания, Вредители с/х культур
Cлайд 8
Признаки Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие Среда обитания Моря, пресные водоемы Особенности Строения Отсутствует голова, раковина двустворчатая, сердце 3-х камерное Образ жизни Хищники, придонные животные, передвигаются медленно Представители Беззубка, перловица, мидии, устрицы Значение В биоценозах Звено в цепи питания, очищают воду от органических взвесей
Cлайд 9
Мидия Жемчужница Тридакна Беззубка
Cлайд 10
Cлайд 11
Признаки Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие Среда обитания Теплые моря Особенности Строения Нет раковины, голова, щупальца, воронка, сердце 3-х камерное, развиты органы чувств, глаза, сложно устроена нервная система Образ жизни Хищники, активно плавающие животные Представители Кальмар, осьминог, каракатица Значение В биоценозах Звено в цепи питания
Cлайд 12
В природе В жизни человека Входят в цепи питания. Промежуточные хозяева паразитов. Вредители с\х культур. Естественные очистители воды. Источник пищи Источник перламутра и жемчуга. Сырье для промышленности. Разменная монета. Вредители кораблей.
Cлайд 13
Виноградная улитка Кто здесь лишний? Почему? Жемчужница Кальмар Устрица
Cлайд 14
Виноградная улитка (т.к.живет на суше) Жемчужница (т.к. не употребляют в пищу)
Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон – «морской шелк». До сих пор в Италии из «морского шелка» шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь.
Cлайд 18
Обыкновенный кальмар Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера – левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары – основная пища , и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло.
Cлайд 19
Тело моллюсков состоит из туловища и ноги. Некоторые моллюски не имеют раковины. Органы дыхания – жабры, у наземных представителей - легкие. Кровеносная система замкнутая. Все моллюски – растительноядные животные. Органы выделения моллюсков почки. Все моллюски – гермафродиты. Нога двустворчатого моллюска служит только для ползания. Тело двустворчатого моллюска состоит из головы, туловища и ноги. Щупальца – головоногих – это видоизмененная нога.
Cлайд 20
1 вариант 2 вариант 1 3 5 7 9 нет да нет нет нет 2 4 6 8 10 да нет да нет да
Cлайд 21
Рефлексия 1 Рефлексия 2 Оцените свои знания по теме. Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат. Обратите внимание на промахи. Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению. Что вам понравилось на уроке? Что было главным? Чему вы научились? Что было для вас трудным? Где могут пригодится эти знания?