Задачи. Формирование знаний о разнообразии типов экологических взаимодействий и их характерных признаках. Развитие умений определять различные типы взаимоотношений организмов, объяснять их особенности и значение в природе, жизни человека. Ориентирование учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность.
Cлайд 3
План урока Повторение Проверка знаний об основных группах факторов среды, значении биотических связей (привлечение знаний из курса ботаники и зоологии). Изучение нового материала (объяснение учителя с элементами беседы) Основные типы экологических взаимодействий: Характерные признаки и примеры нейтрализма. Различные формы одностороннего влияния организмов:комменсализм; аменсализм. Симбиотические связи и формы. Особенности конкурентных отношений. Значение паразитизма в жизни организмов; актуальность паразитизма (опережающее задание о макро- и микропаразитах, циклах их развития, влияющих на скорость распространения инфекционных заболеваний). Закрепление знаний: Контроль знаний смыслового содержания терминов. Викторина.
Экологические взаимоотношения организмов (+ + ) Взаимополезные Протокооперация - взаимоотношения живых организмов, не являющиеся, однако, обязательными для них.
Cлайд 8
Экологические взаимоотношения организмов (+ 0 ) Полезно- нейтральные Комменсализм- взаимоотношения живых организмов, при которых происходит одностороннее использование одного вида другим, без нанесения ему ущерба.
Экологические взаимоотношения (+ - ) Полезно – вредные. Антибиоз - тип взаимоотношений, при котором представители одного вида уничтожают представителей другого вида. Паразитизм. Хищничество.
Cлайд 12
Антибиоз. Хищничество. Паразитизм.
Cлайд 13
Паразитизм. Макропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого. (Бычий цепень; печеночный сосальщик; вши; блохи; гриб – трутовик, …)
Cлайд 14
Паразитизм. Микропаразиты непосредственно размножаются внутри тела хозяина, обычно внутри клеток. Бактерии( туберкулезная палочка; холерный вибрион ), вирусы(клещевой энцефалит; серозный менингит; СПИД ), простейшие(малярийный паразит; дизентерийная амеба ; лямблии; трипаносома)
Cлайд 15
Давайте повторим. О каком типе экологических взаимодействий идет речь?
Cлайд 16
Взаимоотношения живых организмов, при которых происходит одностороннее использование одного вида другим без нанесения ему вреда. Симбиоз. Комменсализм. Конкуренция.
Cлайд 17
Молодец!
Cлайд 18
Подумай.
Cлайд 19
Cлайд 20
1. При недостатке корма чайка убивает слабых птенцов ударом клюва в голову. 2. В кишечнике термитов обитают бактерии, способствующие расщеплению клетчатки. 3. Кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц.
Cлайд 21
Вывод. Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе ,определяя его устойчивость.