МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов естественного цикла» Орехово-Зуевского муниципального района Интегрированный урок по теме «Ненаследственная изменчивость» (биология и информатика) Фенотип = генотип + окружающая среда Из опыта работы заместителя директора по УВР, учителя биологии высшей квалификационной категории Жуковой Татьяны Борисовны 2008
Cлайд 2
Цель занятия: расширить знания о причинах, свойствах и значении изменчивости на примере ненаследственной изменчивости сформировать умения и навыки работы с диаграммами и графиками применительно к популяционно-статистическому методу в генетических исследованиях.
Cлайд 3
План занятия: 1. Характеристика ненаследственной (модификационной) изменчивости. 1.1 Причины изменений. 1.2 Свойства изменчивости. 1.3 Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости. 2. Популяционно-статистический метод в изучении ненаследственной изменчивости. 3.Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Cлайд 4
Ненаследственная изменчивость Это изменения признаков и свойств организма, обусловленные влиянием на проявление генов окружающей среды. Фенотип = генотип + окружающая среда
Cлайд 5
Причина изменений изменение условий среды белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана.
Cлайд 6
Значение изменений адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства. Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми.
Cлайд 7
Свойства модификационной изменчивости. Ненаследуемость. Групповой характер изменений. Обусловленность пределов изменчивости генотипом
Cлайд 8
Ненаследуемость. Гималайский кролик с типичной окраской шерсти. К выщипанному участку шерсти прикладывается холод. На спине появляется темноокрашенная шерсть.
Cлайд 9
Групповой характер изменений У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные листья.
Cлайд 10
Обусловленность пределов изменчивости генотипом Норма реакции- степень варьирования признака от минимального до максимального значения.
Задание: Дайте сравнительную характеристику наследственной и ненаследственной изменчивости по плану. Объект изменения. Подверженность изменениям ДНК. Возможность передачи изменений следующим поколениям. Значение для отдельной особи, вида.
Cлайд 13
Популяционно-статистический метод изучения ненаследственной изменчивости.
Cлайд 14
Сущность метода. определение единичного значения признака (варианты проявления признака) у каждого организма выбранной группы; определение частоты встречаемости каждой варианты; построение вариационного ряда, отражающего постепенное увеличение значения признака от минимального значения к максимальному значению; построение вариационной кривой – графической зависимости между значением вариант и частотой их встречаемости; определение среднего значения признака и нормы реакции генотипа на изменение окружающей среды; выявление полученных закономерностей.
Cлайд 15
Лабораторная работа Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Проводится с использованием компьютерной технологии Запускаем EXCEL
Cлайд 16
Для удобства обработки результаты стоит немного округлить. Для этого выделяем нужный нам диапазон ячеек, в котором мы будем записывать результаты измерений, и в меню «Формат» выбираем пункт «Ячейки». На вкладке «Число» выбираем числовой формат данных и количество десятичных знаков не более 1 (лучше сделать 0).
Cлайд 17
Делаем измерение. Записываем результаты всех измерений в таблицу последовательно в ячейки «Исходные данные». Каждый НОВЫЙ результат записываем в столбец «Значение ряда». Выделяем диапазон столбца «Частота», совпадающий по размеру с заполненным диапазоном столбца «Значение ряда».
Cлайд 18
Используя функцию ЧАСТОТА определим частотное распределение сделанных измерений: =ЧАСТОТА(данные;интервалы) Чтобы ввести параметр «Данные», выделяем диапазон ячеек «Исходные данные»; Ставим точку с запятой; Чтобы ввести параметр «Интервалы», выделяем соответствующий диапазон ячеек столбца «Значение ряда» и закрываем скобку. Нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER , чтобы вставить функцию в выделенные ячейки.
Cлайд 19
Построение графика частотного распределения. Выделяем заполненный диапазон ячеек (с заголовками) столбцов «Значение ряда» и «Частота». В меню «Вставка» выбираем пункт «Диаграмма». Выбираем тип диаграммы – гистограмму или график. Следуем указаниям мастера вставки диаграмм. Выбираем лист, на котором будет помещена диаграмма (отдельный или имеющийся).
Cлайд 20
Заполняем ячейки результатами измерений В этих ячейках – результаты измерений Уникальные результаты измерений (по возрастанию)
Cлайд 21
Вставляем функцию Выделяем диапазон в столбце «Частота», по размерам совпадающий с заполненным диапазоном в столбце «Значение измерения» и вставляем функцию: =ЧАСТОТА(выделяем диапазон исходных данных; выделяем диапазон значений измерений) ( Например, =ЧАСТОТА(A2:J4;K2:K4) ) нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER
Cлайд 22
Распространяем функцию на все ячейки столбца Выделенный диапазон заполняется числами
Cлайд 23
Выделяем диапазон с полученными частотами
Cлайд 24
Начинаем строить диаграмму
Cлайд 25
Выбираем тип диаграммы
Cлайд 26
Следуем указаниям Мастера вставки диаграмм
Cлайд 27
Должно получиться что-то подобное Ваша диаграмма будет более правильной, в этом примере случайные числа
Cлайд 28
Результаты работы сохраняем в файл «Лабораторная работа_Ваша Фамилия_» на рабочем столе. после этого помещаем файл в папку «Общие документы». Спасибо
Cлайд 29
Общий результат исследования
Cлайд 30
Инструкции для учителя Данные из всех файлов, созданных учащимися, собираем в один файл. Уникальные результаты измерений тоже собираем из всех файлов в один, сортируем по возрастанию и удаляем ячейки с повторяющимися значениями со сдвигом вверх. Далее строим диаграмму аналогично тем, что построена учащимися, но уже на основе ВСЕХ собранных данных.