«Было время – звонили колокола» (Из истории церквей Аликовского района Чувашской Республики) Автор: Никифорова Людмила, 10-й класс, МОУ«Большевыльская СОШ»
Cлайд 2
Актуальность темы определяется тем, что в наше время, когда ухудшение духовности тревожит всех, эта тема очень актуальна. Человек, который не знает историю своего края, не уважает, не помнит свое прошлое, не может считаться достаточно образованным. Целью нашей работы было желание рассказать о некоторых храмах Аликовского района как о памятниках истории, об исторических лицах в той или иной мере соприкасавшихся с храмом, о священнослужителях, принесших идеи гуманизма и духовного просвещения.
Cлайд 3
В ходе подготовки к конференции был проведен социальный опрос жителей с.Большая Выла. Социальный опрос жителей села Большая Выла (50 жителей разного возраста) Сделали учащиеся 7-го класса МОУ «Большевыльская СОШ» № вопрос да нет Не знаю(сомневаюсь) 1. Вы крещёные? 46 4 - 2. Верите в бога? 27 8 16 3. Был ли в вашей жизни случай с верой бога? 11 30 9 4. Нужны ли сегодня церкви? 42 - 8 5. Нужна ли церковь в селе Большая Выла? 24 22 2
Cлайд 4
I.Введение II.Основная часть 1.Церкви, построенные в Аликовском районе 2.Церковные праздники православных церквей Аликовского района и дни святых 3.Раскильдинская церковь -Раскильдинская церковь и православные церкви Чувашии в 1917 – 1990 годах -Раскильдинская церковь Рождества Пресвятой Богородицы. -О житии Блаженной Марии -Народные предания о нахождении средств на строительство церкви Рождества Богородицы 4.Шумшевашская церковь Святой Троицы 5.Большевыльская церковь Казанской Богоматери -История иконы Казанской Богоматери -История церкви в воспоминаниях жителей села Б. Выла. 6. Социальный опрос - О чудесах исцеления III. Заключение
Cлайд 5
Церкви, построенные в Аликовском районе: Населенные пункты (села) Годы основания церк вей Годы деревянн. кирпичн. закрыт слом. Откр. Аликово 1744- 1782 1901 (дер.) 1933 клуб 1995 Асакасы 1907 1940 1990 Бол. Выла 1744 1902-1906(дер) 1940 клуб Бол. Ямашево 1898-1901 1936 школа Крымзарайкино 1903 1936 школа Раскильдино 1700-1778 1895-1902 1941 1945 Русская Сорма 1722-1767 1908 (дер.) 1940 Чув. Сорма 1747 1795 1934 слом. Устье 1781 1838 1932 1996 Тенеево 1878 1899 1927 школа Шумшеваши 1740- 1804 1881 1941 1997 Юманлыхи 1901 1035 1985 Яндоба 1742 1792 1807(дер.) 1935 школа
Cлайд 6
Церковные праздники православных церквей Аликовского района и дни святых Населённые пункты(сёла) Церковные праздники Дата празднования Аликово Успения Богородицы 28 августа Асакасы Святой Троицы На 50 день после Пасхи Большая Выла Божьей Матери Казанской 21 июля, 4 ноября Большое Ямашево Рождества Христово 7 января Крымзарайкино Рождества Христово 7 января Раскильдино Рождества Богородицы 21 сентября Русская Сорма Святой Троицы На 50 день после Пасхи Чувашская Сорма Преображения Господне 19 августа Устье Божьей Матери Смоленской 10 августа Тенеево Святого Архангела Михаила 21 ноября Шумшеваши Святой Троицы На 50 день после Пасхи Юманлыхи Святых Захария и Елизаветы( родители Ионна Предтечи) 18 сентября Яндоба Воскресения Господне Пасха – переходящий праздник
Cлайд 7
В середине 1929 года из центра на места была направлена Директива, в которой религиозные организации объявлялись силой, противостоящей Советской власти. Данная Директива была понята как команда к широкому применению репрессивных мер по отношению к духовенству и закрытию храмов. В 1929-1930 годах в местной печати Чувашии стали публиковаться призывы к скорейшему закрытию церквей. Годы Число закрытых Число оставшихся 1925-1930 37 16 1931-1935 63 1936-1940 121 1941-1942 49 1943 6
Cлайд 8
О событиях 1930-х годов бывший дьякон Раскильдинской церкви Сергий оставил следующие записи: В 1929 году в ноябре состоялось собрание о том, как содержать церковь. В то время на нашу церковь давили сверху со стороны районного руководства. Священника, отца Прокопия и старосту Алексея Железнова (Таутово) судили. Суд решил отправить их в ссылку. Из района велели провести собрание в субботу. Они знали, что народ в субботу идет на базар. (Тогда базар был в субботу). «А без народа нам легче закрыть церковь», - думали они. Действительно, народ шел на базар. Но народ на базаре узнал, что районные работники пришли закрыть церковь. Народ из базара пришел сразу в церковь. Некоторые были и под хмельком. Из района пришли 2 милиционера и представитель Никитин. Велено было собраться всем учителям и работникам сельского Совета.
Cлайд 9
Раскильдинская церковь «По указу Нижегородской епархии Рождества Божией Матери из епархии и Ядринского уезда в начале 1700 г . приехали ответственные люди в деревню Большая Выла с целью построить церковь. Но жители деревни недружелюбно приняли приезжих. Произошла большая стычка между жителями деревни и приезжими из епархии и уезда. Жители деревни отказались от постройки православной церкви в своей деревне: «Мы будем жить по старым обычаям. Нам не нужна православная церковь. Не позволим, чтобы в нашей деревне строили православную церковь»,— так твердо стояли жители деревни на своем. После такой ссоры приезжие из Нижегородской епархии и Ядринского уезда приехали в д. Ураскильдино. Жители деревни безотказно согласились с решением строительства православной церкви. При строительстве церкви помогали жители деревень: Ураскильдино, Охверкино, Б. Токташи, Шундряши, Тури-Выла, Выла, а также жители деревень: Большая Выла, Шерашево, Сириккасы». Сергей Дмитриевич Алицев был диаконом Раскильдинской церкви в 1945 - 1956 гг. Он оставил интересные записи об истории Раскильдинских церквей по преданиям старожилов и по своим воспоминаниям. Вот что он пишет:
Cлайд 10
Раскильдинская церковь трехпрестольная: главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй престол – в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы, третий престол – во имя Святителя Николая Чудотворца. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, настоятель Раскильдинской церкви Иерей Александр (с 2000 г.)- Александр Леонидович Егоров.
Cлайд 11
Шумшевашская церковь Церковь святой Троицы открыта в 1744 в с. Шумшеваши, в 1804 построено второе здание церкви. Ныне действующая каменная церковь возведена в 1881 году на средства прихожан. Из записей священника Шумшевашской церкви Николая Лаврентьевича: «… каменная церковь построена в 1881 году на средства прихожан, трехпрестольная во имя Святой Троицы, с левой стороны — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с правой –во имя святого Николая Чудотворца.
Cлайд 12
Казанская икона Богородицы в окладе (XIX век) Обретение и история почитания иконы Каза нская ико на Бо жией Ма тери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви. После пожара в Казани в 1579, уничтожившего часть города ,десятилетней Матроне явилась Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 21 июля по Григорианскому календарю— ныне общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней игуменьей которого стала Матрона, принявшая имя Мавра
Cлайд 13
Церковь Божией Матери Казанской построена в с. Большая Выла на средства прихожан в середине 1740 –х гг., вторая – в 1784,последняя 1906, однопрестольная. Церковь была деревянная, теплая, длинная с колокольней 13 саж., наибольшая ширина 6 саж. Закрыта в 1940 году . Икона Божией Матери Казанской способствовала возвышению православия среди народов Сред. Поволжья после взятия Казани в 1552.(В 1579 девятилетней дочери стрельца Онучина явилась в сонном видении Богоматерь и повелела достать Её (икону), закрытую в землю тайными последствиями православия еще во время господства ислама. Так была обретена икона, которая стала святыней.) Церковные праздники: 21 июля - летний Казанский.4 ноября - зимний Казанский. Большевыльская церковь
Cлайд 14
История Большевыльской церкви в воспоминаниях. Никифоров Поликарп Никифорович, 1922 года рождения, житель села Большая Выла. «В 1940 г. я уехал в Сибирь. Когда вернулсяв 1941 г. колокольню уже спустили. Оказалось,что закрыли в 1940 г. по приказу властей. После этого несколько раз пытались открыть заново, но не получалось. После войны здание церкви использовали как склад для хранения зерна, которое сдавали государству. Не помню в каком году, но приехали жители из Татарстана , чтобы построить клуб на месте церкви. С помощью двух тракторов спустили вершину. Клуб действовал до 2004 года. В 2004 г. из-за аварийного состояния клуб закрыли. 1 июля 2010 г. разобрали клуб, чтобы вместо клуба построить новую церковь, похлопотал местный фермер Петров Александр Иванович. Односельчане работали 5 дней, чтобы почистить территорию. 21 июля 2010 г. поставили крест, где должен быть алтарь. А у алтаря заложили фундамент. 21 июля – Летний Казанский, 4 ноября- Зимний Казанский Сельские праздники, которые празднуют жители села Большая Выла, деревень Шерашево и Сириккасы.»