Народы Крайнего Севера – история и современность Наша тема выбрана не случайно. С одной стороны, северные земли России – это самый богатый в природно-ресурсном отношении регион, с другой – это наименее освоенная, имеющая огромные проблемы часть нашей страны. Определить границы Севера можно очень по разному: по полярному кругу; по границе низких зимних температур; вероятно, этнокультурная граница совпадает с областью распространения многолетней мерзлоты, именно эта природная особенность оказала серьезное влияние на быт и традиции проживающих здесь народов. В процессе подготовки к работе мы изучили большое количество материалов по теме, что позволило сделать ряд выводов. Северные народы распространены на огромной территории, относятся к различным языковым семьям и группам, различны по численности, среди них много малочисленных народов (численность менее 50 тысяч); в соответствии с родом деятельности есть оседлые и кочевые группы.
Cлайд 3
На карте народов России хорошо видны ареалы проживания ряда этнических групп: карелы на западе от границ Финляндии до побережья Белого моря, коми на севере Урала, ненцы от Печоры до Енисея, ханты и манси на восточных склонах Урала и территории Западной Сибири, нганасаны на Таймыре, селькупы по западному берегу среднего течения Енисея; по карте можно легко найти места проживания долган, эвенов, эвенок, якутов, чукчей, юкагиров. Ряд народов настолько малочислен, что места их проживания
Cлайд 4
на карте не обозначены. Кереки проживают на Чукотке, алюторцы на Камчатке и Корякском АО, нагайбаки на Урале, негедальцы в Хабаровском крае, тофалары в Иркутской области, чуванцы на Чукотке и в Магаданской области, сойоты в Бурятии, энцы в Долгано -Ненецком АО, теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, шорцы на Алтае. Заселение этих территорий - длительный исторический процесс, начавшийся около 25 тысяч лет назад. За этот период ареал расселения многократно изменялся, как под действием природно-климатических изменений, четвертичного оледенения, так и в результате сложных межэтнических взаимодействий; так якуты приходят в район среднего течения Лены в XIII веке с юга Сибири, и, единственные из северных народов, в условиях хороших сенокосов на аласах занимаются молочным скотоводством. Ханты и манси были почти полностью вытеснены с Урала (места их компактного проживания остались только в Свердловской области) на территорию Западной Сибири в результате экспансии на восток коми-зырян и русских, этот процесс продолжался вплоть до второй половины XX века. Повсеместно происходит взаимовлияние и взаимопроникновение культур и традиций.
Cлайд 5
Северные народы имеют различные этнические корни, большинство из них представители алтайской и уральской языковых семей, ряд ученых выделяет эскимосско-алеутскую и чукотско-камчатскую лингвистические семьи. Единой точки зрения на выделение семей и групп нет: так чукчей, коряков и ительменов ряд специалистов относит к палеоазиатской группе алтайской семьи, но есть и другая точка зрения – и в соответствии с ней эти народы выделяют в самостоятельную семью (это хорошо прослеживается на вышеприведенной схеме). Языковое родство помогает понять ряд этнографических процессов, в частности, можно проследить особенности миграционных движений. Так принадлежность якутов и долган к тюркской группе алтайской семьи (долганы - самый северный тюркоязычный народ в мире) подтверждает их приход на север с территории Южной Сибири. В свою очередь, саамы, карелы и коми мигрировали с Урала на запад, а принадлежавшие к той же финно-угорской группе уральской семьи ханты и манси были вытеснены на северо-восток.
Cлайд 6
Современное состояние, экономические, социальные и демографические проблемы. Скажите пожалуйста, я коми-зырянка родилась в Шурышкарском районе, Тюменской обл. с.Мужи, я безработная, не могу устроится на работу вахтовым методом в дочернее общество Газпром, местных там очень мало работает, в основном из стран СНГ, Татарии и т.д. Как мне коренной ямалке устроится на работу Газпром, если нет знакомых кто смог бы помочь? Когда обращаешься к ним, они говорят: у нас сокращение, СВОИХ девать некуда. Выходит мы ямальцы ЧУЖИЕ на своей земле? Форум электронного этнографического журнала. В приведенной выше цитате ясно обозначен ряд современных проблем Российского Севера. Важнейшими проблемами являются: 1.Сокращение численности населения, причины которой: низкий уровень жизни, безработица. Из данных таблицы хорошо видно: для большинства народов характерна убыль, особенно с 1995 по 2000 годы. Сложно определить точное количество представителей каждой национальности, так как часто бывает экономически выгодно быть представителем малочисленного народа. 2.Малочисленность жителей посёлков и стойбищ приводит к тому, что много матерей одиночек, так как мало потенциальных мужей: женщины работоспособней и грамотней мужчин, почти все местные жители - родственники.
Cлайд 7
3.Забываются традиционные виды деятельности, несколько поколений воспитывалось в интернатах, в городе и поселках. 4.Еще одна сложная проблема - алкоголизм, люди очень тяжело переходят от кочевого образа жизни к оседлому, и водка - один из самых доступных продуктов .Люди, вернувшиеся из интернатов, не знают своей культуры, городская жизнь им по-прежнему чужда, свои традиционные промыслы забыты, и от отчаяния они спиваются. Как следствие - множество несчастных случаев. 5.Низкий уровень образованности, многие представители молодых поколений не закончили среднее образование. По сравнению со старшими молодежь интеллектуально деградировала. 6.Вытеснение с исконных земель в результате добычи полезных ископаемых, сокращение охотничьих угодий, приводит к снижению и без того низкой эффективности охоты и оленеводства. Активное освоение месторождений приводит к экологическим проблемам. 7. Низкая доступность медицинского обслуживания приводит к распространению инфекционных болезней, особенно туберкулеза. 8.Понижается количество знающих родные языки (иногда носителей языка менее 10%).