Безопасность жизнедеятельности как наука Условием существования человека является деятельность практическая бытовая духовная общественная интеллектуальная культурная производственная научная Такую деятельность называют жизнедеятельностью. Модель деятельности можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания, – объединенных в систему двухсторонними связями. https://prezentacija.biz/
Cлайд 2
Cлайд 3
Безопасность жизнедеятельности как наука прямые связи заключаются в достижении определенного эффекта в процессе деятельности; обратные связи обусловлены необходимостью исключить нежелательные последствия от этой деятельности. С данных позиций БЖД – это комплекс мер по обеспечению стабильности всех факторов окружающей среды (температуры, давления, влажности, уровня радиации, микробиологического загрязнения, психологической составляющей и т.д.)
Cлайд 4
опасность опасность БЖД БЖД человек среда обитания
Cлайд 5
Безопасность жизнедеятельности как наука Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным и негативным. Характер взаимодействия в системе «человек-среда обитания» можно охарактеризовать потоками: вещества; энергии; информации.
Cлайд 6
Безопасность жизнедеятельности как наука Измеряя величину любого потока (от min до max) можно определить следующие состояния взаимодействия данной системы: Комфортное (оптимальное): потоки являются оптимальными и создают оптимальные условия для деятельности и отдыха, для проявления наивысшей трудоспособности и, как следствие, продуктивной деятельности, гарантируют сохранение здоровья человека и целостность окружающей среды.
Cлайд 7
Безопасность жизнедеятельности как наука Допустимое. Потоки приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека; необратимые процессы в окружающей среде не возникают. Опасное. Потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном взаимодействии профессиональные заболевания, и/или приводят к серьезным изменениям природной среды.
Cлайд 8
Безопасность жизнедеятельности как наука Чрезвычайно опасное. Потоки высоких уровней за короткий период времени могут привести к травмированию человека или к летальному исходу, вызвать деградацию природной среды. Целью БЖД является обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и соблюдение допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.
Cлайд 9
Безопасность жизнедеятельности как наука Задачи БЖД: Разработка методов идентификации опасностей. Комплексная оценка влияния негативных условий на здоровье человека. Предупреждение воздействия опасностей на человека. Реализация средств защиты человека от негативных воздействий. Оптимизация труда и отдыха. Моделирование чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
Cлайд 10
Безопасность жизнедеятельности как наука Методы познания в БЖД: Анализ и синтез Системный подход Наблюдение Моделирование Экспериментирование Методы математической статистики и др.
Cлайд 11
Безопасность жизнедеятельности как наука БЖД – комплексная дисциплина, поскольку изучает возможность обеспечения безопасности применительно к любому виду человеческой деятельности.
Cлайд 12
Cлайд 13
Безопасность жизнедеятельности как наука БЖД как наука интегрирует области знаний по: охране труда и гражданской обороне; охране окружающей среды и экологии; физике, химии, биологии; психологии; физиологии и анатомии человека; медицине и гигиене; социологии; эргономике; праву; методологии; экономике; теории надежности и др.
Cлайд 14
Учение об опасности В основу теории БЖД положены аксиомы: 1. Любое взаимодействие человека со средой обитания является потенциально опасным. 2. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений
Cлайд 15
Учение об опасности Опасность (или негативный фактор) – это негативное свойство системы «человек – среда обитания», способное причинять ущерб здоровью человека, объектам хозяйства или промышленным системам и обусловленное энергетическим состоянием среды, действиями человека, отказом машины или чрезвычайными ситуациями.
Cлайд 16
Учение об опасности Основные признаки опасности: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью человека; возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.
Cлайд 17
Учение об опасности Опасность (для человека) – это любое явление, процесс, объект, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, в настоящее или отдаленное время.
Cлайд 18
Учение об опасности Следует различать понятия опасного и вредного факторов. Опасный фактор – производственный фактор, приводящий (в определенных условиях) к травме или резкому ухудшению здоровья человека. Вредный фактор – это фактор, приводящий (в определенных условиях) к его заболеванию или снижению работоспособности.
Cлайд 19
Учение об опасности Опасности разделяют на: Потенциальные – угрозы общего характера, не связанные с пространством и временем (первая аксиома БЖД) Процесс реализации опасности имеет несколько причин
Учение об опасности Реальные – координированы во времени и пространстве. Это конкретные угрозы человеку или природной среде
Cлайд 22
Учение об опасности Реализованные – факт воздействия реальной опасности на человека или экологическую систему
Cлайд 23
Учение об опасности Реализованные опасности происшествия чрезвычайные происшествия: - аварии - катастрофы - стихийные бедствия
Cлайд 24
Учение об опасности Существует несколько способов классификации опасностей: I. По источнику опасности: природные (например, климатические); техногенные (например, технические); социальные (например, правовые); экологические (например, эпидемические); психологические (например, мошеннические); смешанные.
Cлайд 25
Учение об опасности II. По локализации (местонахождению): связанные с литосферой; связанные с гидросферой; связанные с атмосферой; связанные с космосом. III. По вызываемым последствиям: опасности, вызываемые утомление; опасности, вызываемые профессиональное заболевание; опасности, вызываемые травму; опасности, вызываемые летальный исход.
Cлайд 26
Учение об опасности IV. По размерам зоны воздействия: локальные региональные межрегиональные глобальные V. По длительности воздействия: постоянные длительные кратковременные
Cлайд 27
Учение об опасности VI. По идентификации органами чувств: различимые неразличимые VII. По сферам проявления: бытовые спортивные дорожно-транспортные производственные военные и др.
Cлайд 28
Учение об опасности Согласно официальному стандарту по энергетической природе опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические. 1. Физические опасности. Определяющий признак – механическая, тепловая или электромагнитная энергия. Это: неблагоприятные характеристики воздушной среды и освещенности; механические факторы, включающие воздействие движущихся машин и механизмов, вибрации и ускорения; акустические факторы (инфразвук, шум и ультразвук); большой перечень электромагнитных излучений (ультрафиолетовое, инфракрасное, ионизирующая радиация, сверхвысокочастотные излучения, лазерное излучение); аномальная температура воздуха и т.д.
Cлайд 29
Cлайд 30
Учение об опасности 2. Химические опасности. Их воздействие определяется химической природой вещества. Это: отклонения в естественном составе воздуха (слишком низкие или слишком высокие уровни парциального давления О2, высокий уровень парциального давления N2 и т.п.); запылённость воздуха; загазованность воздуха.
Cлайд 31
Учение об опасности 3. Биологические опасности. Это прямое и косвенное воздействие живых организмов: повреждения от животных, микроорганизмов, пресмыкающихся и насекомых; влияние продуктов жизнедеятельности живых организмов (пыльцы); влияние биотехнологических производств (основные источники аллергенов). 4. Психоэмоциональные опасности: физические и нервно-психические перегрузки.
Cлайд 32
Учение об опасности Пространство, в котором возможно проявление опасности, называется опасной зоной. Опасная зона характеризуется: Геометрическими размерами: это зоны захвата машин, зоны вокруг разрушающихся зданий и механизмов и т.д. Условно за размеры зоны принимают высоту, равную высоте человека с поднятой вверх рукой, и диаметр, равный раскинутым по горизонтали рукам человека. Временем возможности проявления опасности: постоянные и временные опасные зоны. Вероятностью возникновения опасности (риском). Интенсивностью воздействия. Определяется материальным ущербом, числом пострадавших и т.д.
Cлайд 33
Cлайд 34
Cлайд 35
Учение об опасности Риск – это частота реализации опасностей; это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени. Пример: ежегодно в нашей стране неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения страны 143 млн. чел, определим риск гибели R жителя страны от опасностей:
Cлайд 36
Учение об опасности Различают индивидуальный и социальный риски. Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума. Социальный (групповой) - это риск для группы людей; он характеризует масштаб катастрофичности опасностей. Необходимость учета социального риска обусловлена большим значением общественного мнения. Так, в общественном мнении более резкую реакцию вызывают редкие аварии, но с большим числом погибших (аварии в шахтах). В то же время, степень добровольного смертельного риска в технических видах спорта на 3 порядка выше.
Cлайд 37
Учение об опасности Иногда рассматривают также и приемлемые риски (в некоторых странах они установлены законом). Например, индивидуальный риск считается максимально приемлемым 10-6 в год, пренебрежимо малым 10-8 в год. Приемлемый риск зависит от конкретных социально-экономических условий общества и отражает его стремление к полной безопасности, а также показывает, что полная безопасность не может быть гарантирована НИКОМУ.
Cлайд 38
Cлайд 39
Учение об опасности Существует несколько подходов к определению риска: 1.Инженерный – опирается на статистику, расчет частот, построение «деревьев» опасности. 2.Модельный – изучается созданная модель воздействия опасностей на человека (группу людей). 3.Экспертный – опрос опытных специалистов. 4.Социологический – опрос населения. 5. Экономический – оценка материального ущерба от аварий, несчастных случаев, болезней.