ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. EVG3097@MAIL.RU
Cлайд 2
ЦЕЛИ УРОКА 1.ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ. 2. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА. 3. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Cлайд 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА, МИКРОЭКОНОМИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ , РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ВНП, ВВП, ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, РЕАЛЬНЫЙ ВВП, НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП.
Cлайд 4
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ЭКОНОМИКА?
Cлайд 5
ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ. ЭКОНОМИКА - СЛОЖНЕЙШАЯ СФЕРА(СИСТЕМА) ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ИМЕЕТ ДВОЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТАКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКОНОМИКА – ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ БЛАГ. ЭКОНОМИКА- НАУКА О ХОЗЯЙСТВЕ, СПОСОБАХ ЕГО ВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ, ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБМЕНА ТОВАРОВ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПРОТЕКАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.
Cлайд 6
ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА СЛОВО ЭКОНОМИКА БЫЛО ВПЕРВЫЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, НО ТОЛЬКО СПУСТЯ 300 ЛЕТ ПОЯВИЛИСЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНЫЕ. ЭТО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ДО ЭТОГО ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЛИСЬ ПО ТРАДИЦИИ ИЛИ ПО ПРИКАЗУ. В РЭ – СВОБОДНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. УЧЕНЫЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ КАК РАБОТАЕТ СВОБОДНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Cлайд 7
ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ПРЕДМЕТ ВНИМАНИЯ УЧЕНЫХ СЛОДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР. ПОТРЕБНОСТИ ВОЗРАСТАЮТ А ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ- РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕННЫ. ЭТУ ПРОБЛЕМУ ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ ЭКОНОМИКА- НАУКА ВЫБОРА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ИЗУЧАЕТ РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ: МАКРОЭКОНОМИКА- ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. ЕЁ ПРЕДМЕТОМ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ, БЕДНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
Cлайд 8
МИКРОЭКОНОМИКА МИКРОЭКОНОМИКА. ЭТА ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ , ИССЛЕДУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, ФИРМАМИ. МИКРОЭКОНОМИКА ОБЬЯСНЯЕТ КАК УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ, КАК НАПРАВЛЯЮТСЯ СРЕДСТВА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ. МАКРОЭКОНОМИКА И МИКРОЭКОНОМИКА ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ. ВЫДЕЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ- МИРОВАЯ ( МЕЖДУНАРОДНАЯ )ЭКОНОМИКА
Cлайд 9
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭКОНОМИКА- ЭТО СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ И ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОБХОДИМА , ЧТОБЫ ПРЕВРАЩАТЬ РЕСУРСЫ В НУЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА- ТОВАРЫ И УСЛУГИ РЕСУРСЫ ПРОИЗВОДСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
Cлайд 10
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУЩЕСТВУЕТ ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБМЕН ОБМЕН – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОДНО ЛИЦО ПЕРЕДАЕТ ДРУГОМУ ВЕЩЬ, ТОВАР, ПОЛУЧАЯ ВЗАМЕН ДЕНЬГИ. ОБМЕН СВЯЗЫВАЕТ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛА, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ – ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ПОЛУЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ РЕСУРСОВ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ- СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОБЬЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ТОРГОВЛЯ
Cлайд 11
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДИ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ И И УСЛУГАХ ЛИБО ПРОИЗВОДЯ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЛИБО ПОСРЕДСТВОМ ОБМЕНА ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРОДУКТОВ НА НЕОБХОДИМЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАДО НАЙТИ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА. ИХ ДВА РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ РЕСУРСОВ. УВЕЛИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ОБЪЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ, СОЗДАВАЕМЫХ НА ЕДИНИЦУ ЗАТРАТ. НА ПРОИЗВОЛИТЕЛЬНОСТЬ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ – КАЧЕСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И УПРАВЛЕНИЕ
Cлайд 12
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ОБЪЕМНЫЕ- КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА. КАЧЕСТВЕННЫЕ- ОТНОШЕНИЕ ДВУХ ВЕЛИЧИН. РОССИЯ ПРОИЗВЕЛА – 130 МИЛЛИОНОВ ТОНН УГЛЯ. СПАД ПРОИЗВОДСТВА 90% К УРОВНЮ ПРОШЛОГО ГОДА.
Cлайд 13
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕМ ГОДОВОГО РОИЗВОДСТВА ЧЕРЕЗ ПОКАЗАТЕЛЬ ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ( ВНП) ВНП- ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СУММА РЫНОЧНЫХ ЦЕН ВСЕХ ТОВАРОВ И УСЛУГ, СОЗДАННЫХ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА КАК ВНУТРИ СТРАНЫ, ТАК И ЗА РУБЕЖОМ В ВНП ВКЛЮЧАЮТСЯ ТОЛЬКО ПРОДАЖИ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ. ВНП- ИЗМЕРИТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ КАК ЦЕЛОГО. НА ОСНОВЕ ВНП РАССЧИТЫВАЮТСЯ НЕСКОЛЬКО ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ, ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД.
Cлайд 14
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СУММА РЫНОЧНЫХ ЦЕН ВСЕХ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ В СТРАНЕ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА. РАЗДЕЛИВ ВВП НА КОЛИЧЕСТВО ГРАЖДАН – ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ – ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАЦИИ. НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП- ОБЪЕМ В В ТЕКУЩИХ ЦЕНАХ. РЕАЛЬНЫЙ ВВП – НЕИЗМЕННЫЕ ЦЕНЫ. ПРИ РАСЧЕТЕ ПОПРАВКА НА УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ. НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП ПРИ РОСТЕ ЦЕН МОЖЕТ ПОВЫШАТЬСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ПРОИЗВОДСТВО ПАДАЕТ
Cлайд 15
ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЭКОНМИКА НУЖНА КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ…… 1. 2. 3
Cлайд 16
ЗАДАНИЯ СТР. 16. = 1, 2, 3, 4,
Cлайд 17
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ\ Л.Н БОГОЛЮБОВ, Н.И. ГОРОДЕЦКАЯ, А.И. МАТВЕЕВ И ДР.\ - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2006.