История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кисть, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли.
Cлайд 4
В седой древности материалом для письма служил камень. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитах и столбах высекали законы, имена царей и памятные события.
Cлайд 5
Глиняные книги – самые древние . На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечки сушили и обжигали в печах, как горшки. Иногда запись была очень длинная и занимала много глиняных табличек. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавались книги. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.
Cлайд 6
В древнем Египте в качестве материала для письма использовали растение, которое в изобилии росло по берегам реки Нил. Это растение называлось ПАПИРУС. Толстые стволы разрезали на полоски и высушивали. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка обычно длиной около 6 метров.
Cлайд 7
После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре. Много веков люди пользовались папирусами. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались свитки 45-метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.
Cлайд 8
Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Cлайд 9
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. В 863 г. они создали славянскую Азбуку, отсюда пошло начало славянской письменности.
Cлайд 10
В Древней Руси книги писали на березовой коре – бересте. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которое продергивалась тесемка. Стерженек подвешивали к поясу.
Cлайд 11
Грамотными на Руси были священники и горожане. Это подтверждают и берестяные грамоты найденные и в Новгороде и в других городах. Большинство берестяных грамот содержат личную переписку, долговые расписки, хозяйственные записи и упражнения учеников.
Cлайд 12
Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего'
Cлайд 13
РУКОПИСНАЯ КНИГА – уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки.
Cлайд 14
На смену папирусу и бересте пришел новый писчий материал – ПЕРГАМЕНТ. Пергамент получали из тонко выделанных шкур быков, он был удобнее, а главное долговечнее папируса и бересты. Но это был очень дорогой материал. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!
Cлайд 15
По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади. Поэтому даже когда на Русь пришел пергамент, берестой еще долго продолжали пользоваться как более дешевым материалом.
Cлайд 16
Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради. Слово «тетрадь» как раз и происходит от греческого «тетрадион», что означает «сложенный вчетверо». Несколько тетрадей сшивали вместе и получали книгу, очень похожую на современную. И называлась такая книга «КОДЕКС».
Cлайд 17
Первыми создателями рукописных книг были монахи. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.
Cлайд 18
Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно линовал их с помощью шильца. Рукописи большого формата писали в два столбца. В каждом столбце по 18 строк. Так написано и Остромирово Евангелие.
Cлайд 19
«Остромирово Евангелие»- это самая древняя русская рукописная книга. Написана она в середине XI века. Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. Писалось Евангелие почти семь месяцев. За день писец успевал написать не более 3 страниц.
Cлайд 20
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.
Cлайд 21
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали её в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.
Cлайд 22
Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» или «буквицу»– чаще всего писали красного цвета. С тех пор говорят – "писать с красной строки". Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.
Cлайд 23
Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Отсюда пошла пословица «Прочитать книгу от доски до доски».
Cлайд 24
Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплёты называют окладами.
Cлайд 25
Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись: «Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист».
Cлайд 26
А ещё на книгах часто делали записи и пометки, по которым можно определить автора сочинения, или переписчика, или владельца книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги.
Cлайд 27
И в настоящее время в старообрядческих скитах, которые находятся в горах и в лесах, имеются современные скриптории, в которых переписываются и переплетаются книги по всем правилам древности.
Cлайд 28
Во 2-ом веке до н. э. в Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренности коры тутового дерева. Китайцы 800 лет хранили секрет производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.
Cлайд 29
С появлением на Руси писчей бумаги в конце XIV века большая часть самых ценных и необходимых книг была скопирована.
Cлайд 30
Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род.
Cлайд 31
Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения. Каждая летопись начинается словами: "в лето такое-то"... и сообщается о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях. Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: " В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже" (ничего не было). Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Нестор-летописец — автор первой истории русского государства – Повести временных лет.
Cлайд 32
Рукописные книги многие века являлись объектом поклонения и восхищения, предметом роскоши и собирательства.
Cлайд 33
Российская Национальная библиотека, зал редких книг
Cлайд 34
Но большинство из них, к сожалению, не сохранились. Многие древние рукописи погибли во время монголо-татарского нашествия на Русь , в пожарах и по разным другим причинам .
Cлайд 35
Отдел рукописей Российской национальной библиотеки
Cлайд 36
Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства.
Cлайд 37
Естественно люди стремились упростить процесс изготовления книг и это стало возможным в XV веке.
Cлайд 38
В это время немец Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, а буквы стал отливать из металла. С тех пор книги в Европе стали печатать.
Cлайд 39
На Руси первый печатный станок сделал тоже Иван. В историю он вошёл как первопечатник Иван Фёдоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах подписывался как Иван Фёдорович Москвитин.
Cлайд 40
19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.
Cлайд 41
Правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал. И, решив не отставать от Европы, повелел Иван Грозный построить Государев Печатный двор.
Cлайд 42
Первая печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Сам Иван Грозный посетил типографию Фёдорова и остался доволен.
Cлайд 43
Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Поэтому шрифт её воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками.
Cлайд 44
А еще Иван Фёдоров создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали, и стали по ней учить детей не только из богатых семей, но и из бедных. Чтобы украсить страницы, Иван Фёдоров придумывал и сам вырезал различные заставки, концовки. Страница из первого печатного букваря Ивана Фёдорова 1574 года
Cлайд 45
Здания печатного двора давно уже нет. Зато стоит у старинных ворот на высоком постаменте бронзовая фигура ИВАНА ФЕДОРОВА, создателя первой печатной книги на Руси. И высечена надпись: «ДРУКАРЬ КНИГ, ПРЕД ТЕМ НЕВИДАННЫХ».
Cлайд 46
А неподалеку, в историческом музее, хранится и сама первая книга вместе с моделью станка на котором ее печатали.
Cлайд 47
…Большое видится на расстоянье... Современникам — увы! — не дано по достоинству оценить смысл и значение события, которое совершается у них на глазах. Это относится и к возникновению книгопечатания, свершившего подлинную революцию в распространении информации, а значит и в развитии культуры, научного знания, литературы и искусства.
Cлайд 48
Сегодня процессы изготовления книги автоматизированы. Но и сегодня книга проходит определенный путь прежде чем попасть к нам в руки. Прежде всего автор пишет свое произведение. 2. Сдает его в издательство. Здесь корректор проверяет и исправляет ошибки в тексте Редактор проверяет и готовит текст к печати Художник создает иллюстрации к книге И тогда рукопись попадает в типографию Здесь она пройдет ещё множество автоматизированных процессов
Cлайд 49
Вот такой сложный и долгий путь прошла книга, прежде чем попасть к нам в таком виде, в каком мы привыкли ее видеть. На протяжении веков книга использовалась как могучее орудие знания, науки, культуры.
Cлайд 50
Cлайд 51
Электронные книги (e-books) относят к специальным планшетным компьютерам для отображения текстовой информации, которая представлена в электронном виде. Термином «электронная книга» называют как устройства для чтения, так и сами книги в электронном виде.
Cлайд 52
Их появление обусловлено развитием и специализацией планшетных компьютеров вообще. К тому же современные электронные книги часто оборудованы сенсорным экраном и имеют расширенный набор функций. Первое устройство узкоспециализированное для чтения электронных документов было разработано в 1996 году. Но оно получилось слишком дорогим и не пошло в серийное производство.
Cлайд 53
Большую популярность получили модели, использующие электронную бумагу в качестве экрана. Такие модели электронных книг стали выпускаться в 2007 году. Появились уже современные модели с цветными экранами. Электронную книгу с таким экраном можно испльзовать и для других целей. Например для работы в интернете или просмотра видео.
Cлайд 54
Что же ждет книгу в будущем? Многие специалисты считают, что компьютер и Интернет сильно потеснят печатные издания. Этот процесс уже начался. Однако, скорее всего, они будут дополнять друг друга. Ведь если научную информацию удобнее и быстрее получать через глобальные компьютерные сети, то художественную книгу гораздо приятнее читать, держа ее в руках.
Cлайд 55
«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди государства исчезали, а книга оставалась» А.И.Герцен