Сообщение о Николае Копернике Показ на «живой» модели. Изображение смены дня и ночи на модели. Знакомство с видами искусственных спутников Земли. Моделирование. Контрольные вопросы.
Cлайд 3
Учитель - Солнце. Ребенок – Земля с куклой-наблюдателем (показывается вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи).
Cлайд 4
Полученные результаты заносятся в тетрадь. День Вечер Ночь Утро
Cлайд 5
Соедините два круга длиной планкой. Что будет обозначать эта планка в космосе? Взаимное притяжение Солнца и Земли. Наклейте точку (наблюдателя) у края круга – Земли. Покажите, как Земля вращается вокруг своей оси. 1вариант: положение «день»; 2вариант: положение «ночь».
Cлайд 6
Люди научились выводить спутники на орбиту. Для этого спутник должен преодолеть притяжение Земли и развить такую скорость, чтобы двигаться по эллиптической и или круговой орбите вокруг Земли, не падая на нее (это первая космическая скорость 7,9 км/с, вторая космическая скорость – 11,2 км/с). Люди создают спутники для разных нужд. Спутники связи. Их «подвешивают» над определенной точкой земной поверхности. « - Как он может «висеть» над определенной точкой, если Земля вращается?» (Вращаться в том же направлении и той же скоростью.) « - Спутники «подвешиваются» так, чтобы они находились в прямой видимости друг от друга, поэтому пойманный с Земли сигнал передается от одного спутника к другому, а потом снова на Землю».
Cлайд 7
Спутники-наблюдатели. Движутся по круговым орбитам, «рассматривая» поверхность Земли. Скорость движения не совпадает с земной. Спутники пролетают над земной поверхностью. Наблюдают за состоянием лесов, полей, за пожарами.
Cлайд 8
Есть ли у Земли естественный спутник? (Луна) Что такое Луна – звезда или планета? Если бы Луна сама излучала свет, как Солнце, какой бы мы ее видели всегда? (Круглой, светящейся) Как мы видим Луну? Давайте с помощью модели разберемся, почему мы видим Луну такой. К вашей модели на короткой планке присоедини- те Луну. Луна вращается против часовой стрелки. Полный оборот вокруг Земли она делает за 28 дней. Установите на модели ход солнечных лучей и пример- ный вид Луны на небе.
Cлайд 9
Какова тема урока? Почему происходит смена дня и ночи? Какие виды искусственных спутников знаете? По каким орбитам они движутся? Есть ли у Земли естественный спутник? Почему по-разному видим Луну на небе? (Неодинаковое освещение Солнцем, отраженный свет.)
Cлайд 10
Вахрушев, А. А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник в 4 ч. - М.: Баласс, 2004. Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. - М.: Баласс, 2002. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева / авт.-сост. Н. В. Кийко, Н. А. Порунова. - Волгоград: Учитель, 2005.