ГБОУ ДОД ДДТ «ОЛИМП» Выборгского района Санкт-Петербурга Виртуальная экскурсия (по залам Государственного Эрмитажа) Тема: «Знакомство учащихся с искусством Японии на занятиях оригами» Автор: Дубинина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования Санкт-Петербург 2011 год
Cлайд 2
Оглавление 1. 1 слайд - Титульный лист 2. 2 слайд - Оглавление 3. 3 слайд - Введение 4. 4 слайд - Искусство Японии в собрании Эрмитажа 5. 5,6 слайды - Ксилография 6. 7-9 слайды - Нэцкэ 7. 10,11 слайды - Театр Японии. Маски театра Но 8.12слайд - Костюм театра Но 9.13 слайд - Кимоно 10.14 слайд- Коллекция прикладного искусства в Эрмитаже 11.15 слайд –Блюдо (фарфор) 12. 16 слайд – Ваза из керамики 13. 17 слайд - Холодное оружие 14. 18 слайд - Костюм самурая 23. 32,33 слайды -Японская живопись 24. 34 слайд - Библиография
Cлайд 3
Введение Главной задачей эстетического воспитания в начальной школе является вовлечение учащихся в атмосферу искусства, а это возможно только в музее. Государственный Эрмитаж предоставляет возможность познакомиться с материалами изобразительного и декоративно-прикладного искусства по разнообразным темам. Осуществить экскурсию с детьми можно по его залам, а также совершить виртуальную экскурсию на сайте Эрмитажа /www.hermitagemuseum.org/, познакомиться с историей искусства Японии и ее культурой.
Cлайд 4
Искусство Японии Около 8 тысяч произведений насчитывает самое многочисленное в России собрание японского искусства ХШ – Х1Х вв. Главным образом, это памятники периода Токугава (1603 - 1868) - времени последнего расцвета традиционной культуры Японии. В Эрмитаже хранятся 1500 листов цветной ксилографии, среди которых работы известных мастеров японской гравюры с сер. XVIII до ХХ века (Сюзюки Харунобу, Утагава Кунисада, Итиносай Куниёси и др.); немногочисленными, но интересными образцами представлена японская живопись.
Cлайд 5
Искусство Японии Японская гравюра Ксилография (от греч. хэlon дерево и grбpho пишу, рисую), гравюра на дереве, один из видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Японский художник Утагава Кунисада (1786-1864)
Cлайд 6
Искусство Японии Ксилография Японский художник Итиносай Куниёси «Цветущая сакура» Сакура – это японское название декоративной вишни и её цветов
Cлайд 7
Искусство Японии Нэцкэ Наиболее ценной частью японского фонда Эрмитажа является коллекция нэцкэ - миниатюрной скульптуры XVII - XIX веков, насчитывающая более тысячи произведений. Все известные школы резьбы, все наиболее значительные мастера и характерные для нэцкэ сюжеты отображены в эрмитажном собрании. Три обезьяны, играющие в го Щенок на циновке
Cлайд 8
Искусство Японии Нэцкэ – брелок или противовес помощью которого на поясе крепили кисет с табаком, связку ключей или инро- коробочку для парфюмерии и лекарств. Необходимость такого приспособления была вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Специфика художественного оформления подобного брелока (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и т.п.) была заимствена из Китая. Нэцкэ — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Основным материалом при изготовлении нэцкэ была слоновая кость.
Cлайд 9
Искусство Японии Нэцкэ — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Основным материалом при изготовлении нэцкэ была слоновая кость. Мастера-профессионалы превращают нэцкэ в самостоятельный вид искусства, со специфическим набором форм, материалами, кругом сюжетов и символикой.
Cлайд 10
Искусство Японии Театр Японии Одним из ранних видов театра стал театр но (яп. 能 но: «талант, мастерство»), сложившийся в Х1У-ХУ веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки. В ХУП веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки (яп. 歌舞伎 «песня, танец, мастерство»), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы. Высоко ценится искусство оннагата ( яп. 女形 женский образ), актёров, исполняющих женские роли.
Cлайд 11
Искусство Японии Маски театра Но
Cлайд 12
Искусство Японии Костюм театра Но Каригину Первая половина Х1Хв. Шелк
Cлайд 13
Искусство Японии Кимоно (яп. 着物, кимоно, «одежда»;яп.服, вафуку, «национальная одежда») — традиционная одежда в Японии. С середины XIX века считается японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейши и майко (будущая гейша).
Cлайд 14
Искусство Японии В коллекции прикладного искусства Государственного Эрмитажа: холодное оружие ( клинки, цуба, мэнуки и др.), собрание фарфора и керамики ( свыше 2000 экземпляров), лаки XIV -XX веков, образцы тканей и костюма.
Cлайд 15
Искусство Японии Блюдо из фарфора
Cлайд 16
Искусство Японии Ваза из керамики
Cлайд 17
Искусство Японии Японская живопись
Cлайд 18
Искусство Японии Японская живопись Большая волна в Канагава. Кацусика Хокусай
Cлайд 19
Искусство Японии Холодное оружие – самурайские мечи, клинки
Cлайд 20
Искусство Японии Костюм воина-самурая
Cлайд 21
Библиография 1. Афонькины С.Ю и Е.Ю Всё об оригами. – СПб.: Кристалл, 2004 2. Бакшеев Е. Обычаи, культы и поверия о-вов Мияко.Окинава.- М.: Молодая гвардия, 1999 3. Бакшеев Е. В поисках «Богинииз Ниима»: по следам легенды «Почему перестали рождаться красавицы». Часть 1 и П. – М.: Молодая гвардия, 2000 4. Журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». - М.: Аким, 2000-2002 5. Кабачинская Е.Л. Календарь японских праздников. – СПб.: 2003. 6. Николаева Н. С. Декоративное искусство Японии. - М.: Искусство, 1972 7 Нэцкэ. Серия «Мастера и шедевры». Сост. Афонькин С. Ю. - СПб.: Бестиарий, 2007 8. Нэцке и японская гравюра из собрания С. П. Варшавского. Каталог выставки. - Л.: Искусство, 1983 9. Успенский М. В. Нэцке. - Л.: Искусство, 1986 10. Фото Япония. Журнал № 4, 1993. Сайт Эрмитажа www.hermitagemuseum.org/