Разработчик программы: Шамиловская С.В., педагог – психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Пангоды» п. Пангоды 2011г. Психологический курс «В школу без страхов».
Cлайд 2
Модифицированная рабочая программа, направлена на: оказание помощи детям в преодолении интеллектуальных и эмоциональных трудностей; на работу с социальными страхами (страх опоздания в школу, плохой оценки и пр.); страхом одиночества; боязнью животных; сказочных персонажей; темноты и страшных снов; нападения бандитов; страхом смерти. Безусловно, в зависимости от выявленной у детей проблематики содержание программы может и должно меняться.
Cлайд 3
Целевая группа: Занятия проводятся в группе первоклассников в количестве 4 – 8 человек и подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес. Периодичность: Программа рассчитана на 19 занятий по 30-40 минут 1 раз в неделю, с сентября по январь месяц включительно. Цель: Помочь детям преодолеть интеллектуальные и эмоциональные трудности Коррекция детских страхов и снижение тревожности. Задачи: Развитие познавательной сферы. Снятие состояния психологического дискомфорта. Коррекция тревожности и страхов. Обучение навыкам преодоления страхов. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и преодоления затруднений в учёбе.
Cлайд 4
Структура игрового занятия: Ритуал приветствия – 2 минуты. Разминка - 10 минут. Коррекционно-развивающий этап- 20 минут Подведение итогов- 6 минут. Ритуал прощания – 2 минуты. Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
Cлайд 5
Программа опирается на классические психологические подходы и методы. 1. Одним из основополагающих является арт-терапевтический метод (рисование, лепка, коллаж, аппликация, работа с фольгой). Это во многом связано с его наглядностью, яркостью, доступностью заданий для детей младшего школьного возраста. Кроме того, дети стремятся к творчеству и самовыражению и арт-терапия дает им эту возможность. 2. Куклотерапия — метод, позволяющий ребенку, во многом эгоцентричному, вставать в позицию другого человека, смотреть на ситуацию со стороны и находить в ней ресурсы. К тому же кукла помогает снизить напряженность, остроту эмоционального восприятия проблемы и построить адекватную защиту: «Это происходит не со мной, а с куклой». Драматизация — разыгрывание, в частности и на куклах, ситуаций, вызывающих у детей тревогу, и нахождение выхода из них — символического или конкретного. 3. Метод релаксации, мышечного и эмоционального расслабления ребенка с помощью музыкального сопровождения и соответствующего текста, обычно завершает занятие наряду с обратной связью. Обратная связь — обмен впечатлениями, мнениями, групповая и индивидуальная рефлексия участников.
Cлайд 6
Календарно-тематическое планирование № Дата Тема занятия Цель занятия Элементы содержания Реквизит 1 20.09.11 «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я» Цель:знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Ритуал приветствия. Упражнение «Росточек под солнцем» Упражнение «Доброе утро…» Упражнение «Что я люблю?» Упражнение «Угадай по голосу» Упражнение «Лягушки на болоте» Упражнение «Художники – натуралисты» Материалы к занятию:музыкальное сопровождение, большой лист бумаги, краски, макеты кочек. 2 27.09.11 «МОЁ ИМЯ» Цель:раскрытие своего «Я», Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости. Упражнение «Росточек под солнцем» Упражнение «Узнай по голосу» Игра «Моё имя» Игра «Разведчики» Рисование самого себя Упражнение «Доверяющее падение» Упражнение «Горячие ладошки» Материалы к занятию:магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования. 3 04.10.11 «НАСТРОЕНИЕ» Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Упражнение «Росточек под солнцем» Упражнение «Возьми и передай» Упражнение «Неваляшка» Упражнение «Превращения» Рисование на тему «Моё настроение» Упражнение «Закончи предложение» Упражнение «Пружинки» Упражнение «Горячие ладошки» Материалы к занятию:музыкальное сопровождение, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах. 4 11.10.11 «НАСТРОЕНИЕ» Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Упражнение «Росточек под солнцем» Упражнение «Злые и добрые кошки» Игра «На что похоже моё настроение?» Упражнение «Ласковый мелок» Упражнение «Угадай что спрятано в песке?» Рисование на тему «Автопортрет» Упражнение «Горячие ладошки» Материалы к занятию:магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
Cлайд 7
ЗАНЯТИЕ 1. «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я» Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек. Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем» Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку. Коррекционно-развивающий этап: Упражнение «Доброе утро…» Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть . Упражнение «Что я люблю?» Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д. Упражнение «Угадай по голосу» Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его. Упражнение «Лягушки на болоте» Дети превращаются в лягушек. На полу Выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку. Упражнение «Художники – натуралисты» Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей». Ритуал прощания.