Трофимова Елена Вячеславовна Учитель начальных классов СКО, г.Тайынша ГУ «СШ № 2»
Cлайд 2
«Нетрадиционные формы организации учебной деятельности младших школьников» *
Cлайд 3
Уровень образованности общества определяет будущее страны, будущее её народа. Среди долгосрочных приоритетов в программе «Стратегия – 2030», представленной Президентом народу Казахстана, названо образование. *
Классификация уроков на нетрадиционной основе * Основания Цели Формы Изменённые способы организации Развитие осмысленного отношения к знаниям защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок-встреча. Опора на фантазию Становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала урок-сказка, урок творчества: уроки изобретательства, урок - творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, урок-выставка, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных: урок-бенефис, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча. Имитация каких – либо занятий или видов работ Расширение кругозора экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, защита проектов. Состязательно-игровая основа Стимулирование познавательного интереса урок-игра, урок КВН, «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, соревнование, урок-журнал, урок-викторина. Трансформация стандартных способов организации Развитие нестандартных умений учебной работы парный опрос, экспресс-опрос, урок защиты читательского формуляра Оригинальная организация учебного материала Становление способностей к учебному общению, сопереживанию уроки взаимного обучения, уроки, которые ведут ученики, урок-решение, урок-портрет, урок памяти, урок открытых мыслей, урок - «Мой поэт», урок - дидактическая игра; урок-интервью, уроки с использованием активных методов обучения: мозговая атака, мозговой штурм и т.д. Аналогия с организованными событиями Приобщение к активным формам внешкольной жизни урок-аукцион, урок посвящение, урок - футбольный матч, урок-кроссворд, урок-памятка.
Cлайд 6
Нетрадиционные уроки в 3 классе * Дисциплина Тема Форма организации Цель проведения Русский язык (см.пособие ч. II) «Однокоренные слова» В гостях у слова Закрепить знания учащихся; обогатить их речь фразеологическими оборотами. Русский язык (см.пособие ч. II) «Состав слова» Творческая игра Развивать творческую инициативу; воспитывать взаимопонимание во время игры. Русский язык (см.пособие ч. II) «Состав слова» Урок-зачёт Развивать умения осмысленно осуществлять самоанализ (рефлексия) Русский язык (см.пособие ч. II) «Непроизносимые согласные» Урок-путешествие Закрепить знания учащихся; умение работать в парах. Русский язык, Познание мира (см.пособие ч. II) «Круговорот воды в природе. Изменение имён существительных по падежам». Интегрированный урок Обобщить знания; познакомить с новыми понятиями «рельеф», «ландшафт», формировать умения склонять имена существительные в ед. ч.
Cлайд 7
* Математика (приложение Б) «Таблица умножения на 5,6,7,8» Урок-сказка «Три весёлых поросёнка и таблица умножения» Закрепить знания учащихся. Математика (см.пособие ч. III) «Закрепление таблицы умножения» Урок-сказка Иван-Царевич и Елена Премудрая» Развивать интерес к предмету, активность и внимание учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи. Познание мира, экология (приложение В) «Экология человека» Урок-проект «Строим город будущего» Систематизировать, актуализировать знания по теме, полученные ранее; рассмотреть возможные варианты решения экологических проблем современного города.
Cлайд 8
Активизация познавательной деятельности на традиционных уроках *
Cлайд 9
Активизация познавательной деятельности на нетрадиционных уроках *
Cлайд 10
Эффективность нетрадиционных форм обучения для активизации познавательной деятельности. * Компоненты познавательной деятельность Активизация познавательной деятельности в ходе традиционного урока (% уч-ся) нетрадиционного урока (% уч-ся) 1 Широкие и стойкие познавательные интересы 53 % 100 % 2 Самостоятельность 73 % 100 % 3 Положительное отношение к объектам изучаемого 60 % 100 % 4 Положительное отношение к учебной деятельности 87 % 100 % 5 Внутренняя мотивация (результативный и деятельностный мотивы) 37 % 100 % 6 Интеллектуальные чувства (радость, любознательность) 80 % 100 % 7 Осознание целей и задач урока 53 % 100 % 8 Активность 40 % 100 % 9 Устойчивость внимания 27 % 100 % 10 Стремление понять, запомнить 53 % 100 % 11 Стремление воспроизвести знания 73 % 100 % 12 Овладение способами выполнения 67 % 87 % 13 Выявление смысла изучаемого 53 % 87 % 14 Стремление познать связи между явлениями и процессами 53 % 87 % 15 Овладение способами применения знаний в изменяемых условиях 67 % 100 % 16 Доведение начатого до конца 40 % 94 % 17 Поиск путей решения 33 % 100 % 18 Стремление найти новые способы решения 53 % 87 % 19 Большая устойчивость волевых усилий (упорство, настойчивость) 53 % 80 % 20 Ориентировочно – исследовательский рефлекс 47 % 100 %
Cлайд 11
Процентное соотношение эффективности нетрадиционных форм обучения для активизации познавательной деятельности - активизация познавательной деятельности в ходе традиционного урока - активизация познавательной деятельности в ходе нетрадиционного урока *
Cлайд 12
Анкета для учителей начальных классов 1. Ф.И.О. учителя ________________________________________________ 2. Стаж работы в школе ___________________________________________ 3. Используете ли Вы в своей педагогической практике нетрадиционные уроки? _______________________________________________________________ 4. Какие нетрадиционные формы Вы проводите?_________________________ 5. Как относятся учащиеся Вашего класса к проведению не совсем обычных (т.е. нетрадиционных) уроков? _______________________________________ 6. Какова активность учащихся на таких уроках? ________________________ 7. Какова эффективность и качество знаний учащихся на нетрадиционных уроках? ___________________________________________________________ 8. Какие условия необходимы для проведения не совсем обычных уроков? 9. Какие затруднения у Вас вызывают проведения уроков в нетрадиционной форме? ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ *
Cлайд 13
Процентное соотношение практикуемых нетрадиционных уроков А – урок – путешествие; В – уроки с использованием игровых ситуаций; С – урок – сказка; D – интегрированный урок; Е – урок типа КВН. *
Cлайд 14
Повышение внимания и мотивации в зависимости от формы обучения *
Cлайд 15
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребёнка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважения к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное – приносят радость. *
Cлайд 16
На основе проведённой работы, можно сделать ряд выводов: на нетрадиционных уроках повышается познавательная активность учащихся; улучшается качество знаний; развиваются психические познавательные процессы, совершенствуется эмоционально - волевая сфера; большинство учителей используют нетрадиционные формы уроков в своей педагогической практике и считают их необходимой формой организации обучения. *
Cлайд 17
В начальной школе сделать всё это не просто: здесь дети ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников. *