Добро и зло. Работу выполнила учитель МКОУ «Песчанинская НОШ» Бокарева Л.В.
Cлайд 4
Цель урока: помочь учащимся уяснить смысл понятий добро и зло, проследить элементы сходства и различия объяснений возникновения добра и зла в разных религиях, прийти к пониманию, что творить добро- духовная радость.
Cлайд 5
Задачи: .Образовательная : помочь осмыслить понятия добро и зло , учить умению их использовать , сравнивать объяснения данных понятий с точки зрения разных религий и светской этики. Воспитательная: учить детей делать добро , , воспитывать навыки доброжелательного поведения , способность сочувствовать, сопереживать , помочь понять, что добро и зло в нашей душе, и что победит , зависит от нас. Развивающая: создать условия для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать, развивать компетентности.:
Cлайд 6
Оборудование:
Cлайд 7
Развитие компетентностей: -учебно-познавательной -учить работать с текстом, комментировать , уточнять, работать со словарём; - информационной -развивать умения поиска, отбора информации в учебнике, пособиях; - коммуникативной- умение сотрудничать, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, слушать, распознавать эмоции в предлагаемом материале .
Cлайд 8
Основные понятия добро зло доброжелательность доброта пассивная активная созидательная .истина
Cлайд 9
Организационный этап
Cлайд 10
, Актуализация знаний .Хранители преданий: кто и в какой религии. , , , . . .
Cлайд 11
Повторение пройденного:о чём заботятся хранители религий? Окружающий мир Мир духовный (мир культуры) -Внутренний мир человека (ДУША ) любовь честь милосердие ненависть бесчестие жестокость ложь зло добро правда любовь
Cлайд 12
Какой будет внутренний мир? Это зависит от: отношений с другими людьми; чем человек питает свою душу.
Cлайд 13
Культурные традиции-дороги в духовном мире: религиозные культуры; морально-этические нормы. Фундаментом являются: добро честь справедливость милосердие Что является самым важным в данном «фундаменте»?
Cлайд 14
Кто спорит? Решить проблему!! ---Ведь знаешь, что я не такое, как ты, Я жду веселья, а ты ждешь беды. Я процветаю от детского смеха, А бить, убивать, это разве потеха? Откуда взялось ты вообще на Земле?» ---А мне, Наплевать, что с другими случится, Я буду от горя людей веселиться, Я буду молиться, чтоб кого-то убили, Потом посижу, посмеюсь на могиле. А так, как нас больше — я буду плеваться На всех, кто захочет с тобою остаться!» ---Как можно быть злым и ссылаться на Бога, Просить у него чьей-то смерти, ведь Он Творец этой жизни – Примите Поклон .
Cлайд 15
Физкультминутка
Cлайд 16
Изложение нового материала :что такое добро и зло. . Слово учителя .Притча о собаке и ребёнке Мораль. Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро? Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните! Слово учителя Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание… Мир именно таков, каким мы его делаем…»
Cлайд 17
Слово учителя .Мир таков, каким мы его делаем. Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”. А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
Cлайд 18
Мир-это большое зеркало.
Cлайд 19
Поделись улыбкою своей…
Cлайд 20
Добывание знаний в группах.Путешествие по модулям: отношение разных религий и светской этики к добру и злу.
Cлайд 21
Понятие добра и зла . ДОБРО , -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать ~м (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла (посл.). Д. должно быть с кулаками (афоризм). ЗЛО, зла, мн. ч. только род. п. зол, ср. 1. ед. ч. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; ~й поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить ~м за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто не~памятен).
Cлайд 22
«Если вы творите добро, то совершаете его для себя» В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге объясняется, как нужно творить добро какова польза добра для того ,кто его совершил. Добро возвращается к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли. Добро всегда отзовётся добром. Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе Зло приносит людям страдания , горе и слёзы .И они вернутся к тому, кто заставляет страдать других.
Cлайд 23
Ищите радость для своего сердца –для этого творите добро другим. «Возлюбленный! не подражай злу, но добру.» «... желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». «... желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло» Спасение души является добром, а погибель души – злом .Зло-это мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
Cлайд 24
БЛАГИЕ ДЕЯНИЯ ДЕЛАЮТ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВОЙ Важно быть мудрым. Мудрость-это умение различать ДОБРО и зло и следовать по пути ДОБРА. Зло-это страдания, которые пронизывают жизнь человека. Если деяния увеличивают страдания, то это зло. Если деяния уменьшают страдания, то это ДОБРО. Отказываясь от неблагих деяний , человек вступает на путь ДОБРА.
Cлайд 25
«Золотое правило» нравственности -поступай с другими так, как хочется , чтобы они поступали с тобой. Добро и зло - главные моральные понятия в жизни . Совершать моральные поступки сознательно, бескорыстно -значит делать ДОБРО. Добро-это поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми ,способствуют утверждению человеколюбия, взаимопонимания, взаимоуважения. НО для этики важнее выяснить не что такое добро, а что такое зло. Зло-это «антоним» добра. Это сознательное унижение людей ,неуважение и нетерпимость к ним ,обман, насилие, которое подавляет свободу другого человека, делает его недобрым.
Cлайд 26
«Мир стоит на трёх основаниях - на Торе , на служении и на добрых делах». Признание наличия доброго и злого начала в каждом человеке - один из важнейших принципов иудаизма .У человека две души-»животная» в теле и «Божественная» на небесах. Борьба йецер а-тов с йецер а-ра происходит в человеке постоянно. Способность выбирать между Добром и злом и личная ответственность за свои поступки – это величайший дар, полученный человеком от всевышнего.
Cлайд 27
Работа по учебнику
Cлайд 28
В ы в о д
Cлайд 29
Кто-то у дороги плачет…Раскрой ладони и подари тепло. Во всех религиях, в каждом святом писании, говорится, что Бог создал землю, небо и всё, нас окружающее. Мы живем все вместе и все без исключения подчиняемся одним и тем же физическим законам. Для каждого из нас светят солнце и луна, дует ветер и идёт дождь . Основа основ нашей жизни на земле - научиться бескорыстно любить и принимать всех без исключения такими, какие есть . Приходим в мир мы - сделать жизнь светлее Хотя б на малый, скромный огонек, Тот, что в ладонях пронести сумеем Сквозь мрак и ветер жизненных дорог. Не ждать взамен похвал или награды, Даря добро, нельзя таить корысть. Так дарит нам весна цветенье сада, Так небо дарит голубую высь. Бог посылает дождь и на плохих и добрых... Воды живой всем подает глоток, Так солнце согревает души скорбных И даже самый маленький цветок. И нам нельзя пройти сквозь путь иначе, Ведь мир велик и каждый странник в нем. Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет... Раскрой ладонь и подари тепло.
Cлайд 30
Закрепление нового материала 1.Составить вопросы и возможные ответы, используя учебник. 2.Пресс-конференция. 3.Распределить добрые поступки по группам : добро –пассивное; добро- активное; добро-созидательное.
Cлайд 31
Подведение итогов урока. Анализ степени достижения запланированных результатов: П: что нового узнали на уроке? Л:как урок повлиял на ваше духовно-нравственное развитие ? М: какие УУД применяли?
Cлайд 32
Домашнее задание 1.Учебник: с.24-27 читать, отвечать на вопросы. 2.Изготовить дерево добрых дел: на листочках перечислить добрые дела и поступки. .3.Интервью в семье: как понимают добро и зло., «добро должно быть с кулаками», «на зло отвечай добром»(разным ученикам).