Основные задачи специального образования: Развитие национальной системы специального образования. Создание оптимальных условий для личностного развития и подготовки к самостоятельной жизни. Обеспечение приоритетности воспитания перед обучением. Обеспечение разноуровнего, вариативного обучения учащихся с учётом их психофизических особенностей. Развитие системы дошкольной, коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, начиная с первых месяцев их жизни. Ликвидация учебной перегрузки и создание гибких учебных программ. Повышение роли семьи в воспитании. Совершенствование организационно-управленческих механизмов специального образования на основе его децентрализации и развитие демократических основ управления.
Cлайд 2
Специфические задачи коррекционной школы комплексный подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей проблемных детей в обучении и воспитании; ранняя медико-психологическая и педагогическая коррекция дефектной функции; коррекционная направленность всего педагогического процесса; Непрерывность дошкольно-школьного и профессионально-технического обучения; достижение уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимой выпускникам школ для социальной адаптации в обществе.
Cлайд 3
Принципы организации обучения детей с ЗПР: Специальное обучение, направленное на развитие ребенка и коррекцию вторичных отклонений, должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения и установ ления диагноза — ЗПР. При обучении детей с ЗПР, наряду с общими для всех де тей целями образования, должна быть поставлена цель максимально возможного культурного развития ребенка и его социализации. В содержание обучения детей с ЗПР (в программы) долж ны быть введены специальные разделы, направленные на решение задач развития и коррекции вторичных нарушений. В обучении детей с ЗПР следует использовать специфиче ские средства развития и методы обучения, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ре бёнка. Должна быть модифицирована временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребёнка. Необходимо регулярно проверять соответствие выбранной программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка. Педагоги должны уметь решать особые, отсутствующие в системе образования нор мально развивающегося ребенка, задачи. Учитель обязан владеть специальными методами и уметь применять «обходные пути» обучения для решения традиционных учебных задач, должен постоянно следить за соотношением развития и обучения своих подопечных.
Cлайд 4
Специфика работы школьной службы сопровождения с учащимися, имеющими особенности психофизического развития особенности: является мультидисциплинарным, т.е. осуществляется при участии специалистов разных направлений (логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов, врачей, педагогов); ограничено во времени и пространстве, т.е. психолого-педагогическое сопровождение развития охватывает период нахождения ребенка в образовательном учреждении и понимается как определенная гарантия для ребенка в получении помощи и защиты на весь период обучения; обеспечивает приоритет интересов сопровождаемого; независимость и автономность специалистов службы сопровождения (всегда на стороне ребенка). направления: 1) углубленная психодиагностика; 2) коррекционная работа, основанная на результатах диагностики и имеющая свою специфику методов коррекции; 3) психопросветительская работа с педагогами акцентирована на мотивировании учителей на высокую ответственность в работе с данной категорией детей, а также реализацию всех рекомендаций консилиума; 4) взаимодействие с медицинскими и социальными службами с целью убеждения родителей в обращении в центре реабилитации за дополнительной помощью.
Cлайд 5
Основная особенность работы школьной службы сопровождения в коррекционной школе состоит в том, что для каждого ребенка составляется индивидуальная модель сопровождения.
Cлайд 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРАМЕТРЫ: 1. Форма проведения коррекционной работы; 2. Продолжительность и режим занятий; 3. Подбор и комплектование групп; 4. Формирование содержания программ.
Cлайд 7
Современные развивающие и коррекционные программы: Коррекционные программы, основанные на нейролингвинистическом подходе и включающие в себя методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием псхической деятельности Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития (произвольной регуляции и пространственных представлений) Система развивающе-коррекционной работы, базирующаяся на уровневом подходе и аффективной регуляции поведения и сознания.
Cлайд 8
Консультирование и просвещение педагогов и родителей Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимые знания, позволяющие педагогам организовать эффективный процесс обучения школьников с особенностями психофизического развития. Консультирование и просвещение родителей информирование родителей об особенностях в развитии их ребенка; психологическая поддержка.
Cлайд 9
Учебно - воспитательная работа подчинена формированию самостоятельных навыков и адаптации обучающихся к современной жизни. Подходы к обучению и воспитанию педагоги строят на основе практической направленности уроков и занятий, с использованием передовых педагогических технологий развития и социализации воспитанников
Cлайд 10
Принципы учебно-воспитательной работы принципы Методы реализации на уроке Динамичность восприятия · Задания по степени нарастающей трудности; · Включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер; · Разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности учащихся. Продуктивная обработка информации · Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; · Дозированная поэтапная помощь педагога; · Перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание Развитие и коррекция высших психических функций · Включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; · Задания с опорой на несколько анализаторов. Мотивация к учению · Постановка законченных инструкций; · Включение в урок современных реалий; · Создание условий для достижения, а не получения оценки; · Проблемные задания, познавательные вопросы; · Призы, поощрения, развернутая словесная оценка.