Автор: Поваляева Людмила Викторовна Учитель физической культуры Исследование в области укрепления и сохранения здоровья учащихся Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 6
Cлайд 2
I. Состояние здоровья учащихся Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней
Cлайд 3
Внутришкольная комплексная программа Укрепление и сохранение здоровья школьников» - программа профилактики и укрепления здоровья планирование разработка проведение
Cлайд 4
Анализ ситуации и изучение нужд Оценка образа жизни детей школьного возраста Интересы и потребности учащихся Самооценка состояния здоровья школьников Какие темы о здоровье наиболее актуальны для школьников разных возрастных групп
Cлайд 5
Опросы: 1. Физическая активность 2. Правильное питание 3. Здоровый образ жизни I. Какие темы о здоровье наиболее актуальны для школьников разных возрастных групп?
Cлайд 6
Опросы: II. Будут ли востребованы программы по укреплению здоровья школьников? Считают необходима: - 60% школьников 5–11 классов - 92% родителей - 88% учителей
Cлайд 7
Опросы: III. От кого учащиеся желают получать информацию об укреплении здоровья? От специалистов 2. От Родителей 3. От учителей
Cлайд 8
Опросы: IV. Готовность к проведению программ по укреплению здоровья В 9-11 классах - наиболее высока 2. В 5-7 классах у школьников отсутствует мотивация на здоровый образ жизни
Cлайд 9
Опросы: V. Проблемы безопасности школьников разных возрастных групп Старшеклассники не готовы соотнести определенные опасности (употребление наркотиков, алкоголя) непосредственно с собой 2. Родители оценивают высокую вероятность опасностей для школьников в целом, но для своего ребенка считают вероятность попасть в опасную ситуацию небольшой 3. Учителя наиболее критично оценивают вероятность попадания старшеклассников в различные опасные ситуации.
Cлайд 10
Опросы: VI. Распространенность курения В 5–8 классах не курят 90% школьников В 9 – 11 классах - 65%, остальные курят с разной частотой и интенсивностью
Cлайд 11
Опросы: VI. Употребление спиртных напитков - Алкогольные напитки пробовали старшеклассники — 71% - Только половина из них никогда не испытывала чувство опьянения - Каждый пятый испытывал чувство опьянения хоть однажды
Cлайд 12
Физическая активность Большинство детей имеют условия для занятий физической активностью во время уроков Около половины подростков считают, что есть возможность для занятий в секциях во внеурочное время Только 40% школьников действительно дополнительно занимаются спортом, из них только каждый третий занимается в спортивной секции или кружках
Cлайд 13
Тестирование по физической культуре Бег 30 метров Прыжок в длину с места Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа Наклон вперёд из положения сидя на полу Бег 1000 метров (оценка по бальной системе)
Cлайд 14
Уровень физической подготовленности учащихся Диаграмма 1. Сравнительная характеристика уровня физической подготовленности школьников за три года
Cлайд 15
Количество учащихся, систематически занимающихся спортом Диаграмма 2. Сравнительная характеристика количества детей, занимающихся спортом за три года.
Cлайд 16
Питание 55,3 % детей не питаются в лицейской столовой Более половины опрошенных детей не удовлетворены питанием, которое им предлагается в столовой
Cлайд 17
Медицинские исследования Диаграмма 3. Сравнительная характеристика групп здоровья учащихся за три года
Cлайд 18
Анализ заболеваний учащихся Диаграмма 4. Сравнительная характеристика заболеваний учащихся за три года.
Cлайд 19
Роль стрессового фактора 16% старшеклассников при опросе указали вероятность развития депрессии 12% — страх остаться в одиночестве 14% — «остаться не у дел» после школы
Cлайд 20
Артериальная гипертензия Официальные данные статистики здоровья свидетельствуют о низкой заболеваемости детей артериальной гипертонией (5,6%)
Cлайд 21
Вывод: За три последних года обучения в лицее: 1. Уменьшается количество детей, имеющих нарушение осанки на 6,7% 2. Проблемы со зрением практически не измены (разность составляет всего 0,3%) 3. Различные хронические заболевания имеют тенденцию к увеличению в два раза и составляют 11,1 % 4. Данные гипертонических заболеваний снизились на 0,3% 5. Показатель плоскостопия уменьшается на 4,2%
Cлайд 22
Примечание: 1. Документы статистической отчетности 2. Медицинские карты 3. Результаты профилактических осмотров 4. Данные о пропусках занятий по болезни другие показатели статистики Источниками получения информации служат:
Cлайд 23
II. Обзор программы, направленной на укрепление и сохранение здоровья учащихся Цель программы: Укрепление здоровья детей и подростков (7–17 лет) 2. Профилактика заболеваний
Первостепенное значение 1. Социальная и физическая среда 2. Образовательное пространство 3. Поле развития практических навыков здорового образа жизни
Cлайд 26
Программы и подпрограммы Курс обучения здоровому образу жизни, разработанный в рамках программы пропаганды здорового образа жизни Подпрограмма «Обучение жизненным навыкам» Программа для начальных классов «Педагогика здоровья»
Cлайд 27
Программы и подпрограммы Проект «О тебе» Проект «Репродуктивное здоровье подростков» Проект «Сексуальное и репродуктивное здоровье и права подростков» Проект «Здоровая и дружественная школа»
Cлайд 28
III. Особенности программы укрепления здоровья школьников
Cлайд 29
Образовательное пространство Комплексный подход 2. Необходимость непосредственного участия в образовательном процессе специалистов (медиков, психологов, учителей физкультуры, ОБЖ, пр.) 3. Организованное участие родительской общественности 4. Социально-психологические различия детей разных образовательных ступеней
Cлайд 30
Основные направления работы: 1. Самостоятельная проектно-исследовательская деятельность детей 2. Практика интегрированных предметов 3. Разработка и внедрение учебно-методических материалов 4. Теоретические разработки, методические пособия, сборники задач, программы, нормативные документы и пр. 5. Создание информационного пространства для детей и их семей 6. Формирование системы изменения педагогического профессионализма и повышения квалификации
Cлайд 31
Результаты работы: Анализ существующей практики и нужд в области укрепления здоровья, прав и социальной защиты детей по единой методике Создание координационного совета (представители администрации лицея, учителя физического воспитания, ОБЖ, представителиздравоохранения, представителиродительского комитета) Внедрение в практику различных проектов и модулей программы в лицее Создан единый информационный центр по обработке данных Подготовлен отчет об исследовании поведенческих факторов риска у школьников Разработаны и напечатаны методические материалы по профилактике наркомании, курения, а также по сексуальному воспитанию для учащихся педагогов и родителей