Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением иностранных языков» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Химический турнир «Химия –наука чудес и превращений» Учитель химии: Полазанова Юлия Семеновна Г. Новочебоксарск
Cлайд 2
ХИМИЧЕСКИЙ ТУРНИР «Химия- наука чудес и превращений» Девиз: «Химии требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» (М.В. Ломоносов)
Cлайд 3
Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Папа, что ты делаешь?»- «Хочу драгоценность получить, дочка». – «Из этой свечи?»- «Нет, из подсвечника»,-отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб ее и в кислоту бросил-стал синим раствор; Бросил щепотку соды- выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь- и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность?
Cлайд 4
Вы задавали себе вопрос: почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из смеси двух газов, превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла. Что это за газы? Элементы, входящие в их состав,- соседи по ПСХЭ ; первый из газов вдвое легче второго, молекула первого газа двухатомна, второй одноатомен, к тому же второй газ инертен. Назовите эти газы.
Cлайд 5
Какое изречение здесь зашифровано: Аи, NаNО3, NH3, NH4CI, СаСО3, Еи, Na2CO3, In, Ag NO3, Аr ?
Cлайд 6
«Химические страсти» Царь зовет к себе Стрельца, Удалого молодца, И дает ему поручение Государственного значения. Чтоб я стал опять богат, Нужен бария сульфат. Ночь даю тебе подумать- Утром буду ждать доклад! Не смогешь -кого винить? Должен я тебя казнить. Запиши себе названье, Чтоб со страху не забыть. Задание: Получите возможными способами сульфат бария.
Cлайд 7
Задача. Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил - неизвестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1, 12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?
Cлайд 8
«Кто больше вспомнит слов» На каждую букву слова «Бром» написать химические термины Б Р О М
Cлайд 9
«Термины- синонимы» Задача учащихся - правильно составить пары соответствующих веществ 1.Гидрокарбонат натрия 1. Угарный газ 2. Оксид углерода(1V) 2. Поваренная соль 3. Хлорид натрия 3. Мел, известняк 4. Оксид углерода(11) 4. Углекислый газ 5. Карбонат кальция 5. Пищевая сода
Cлайд 10
«Приключения с господином Ферром» Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр кат5горически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпадать в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует погреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния. Вопрос: Постарайтесь узнать героев рассказа, под именами которых зашифрованы вещества. Расскажите, о каких химических превращениях идет речь? Напишите соответствующие химические реакции.