«Ребенок…. Захватывает будущее, предсказывая особенностями своей речи будущее состояние племенного языка, а только впоследствии пятится, так сказать, назад, все более приноравливаясь к нормальному языку окружающих» И.А. Бодуэн де Куртенэ
Задачи: Определить, в каких частях речи, в каких группах слов наблюдается наибольшее количество совпадений детской речи с фактами истории языка. Определить, какие процессы в области словообразования и лексических значений можно считать тождественным для исторического прошлого языка и детской речи. Раскрыть особенности усвоения детьми морфологических норм. Выявить роль окказионализмов в речи детей. Объяснить причины типичных ошибок в речи детей.
Cлайд 6
Методы и приемы: Изучение научной литературы на данную тему. Составление конспектов и тезисов. Социальный опрос. Аналитический метод.
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Первая группа: Отглагольные существительные, образованные безаффиксным способом. За ворот- поворот. Капь - капать.
Cлайд 11
Вторая группа. Отглагольные существительные с суффиксами – ений -, - ний – Бежание- бегать. Боление- болеть Гулянье- прогулка.
Cлайд 12
Глаголы с приставкой из-. Изворовать, изморорить. Глаголы с приставкой на- Нагрязнить, наискать, наспаться.
Cлайд 13
Совпадение в синтаксисе. 1. Оформление отрицательных конструкций и безличных предложений; 2. Постепенный переход от бессоюзия к союзию; 3. Обилие начинательных частиц; 4. Цепное нанизывание предложений.
Cлайд 14
Cлайд 15
Категория рода в речи детей. «Это у Муси царапина, а я мальчик, у меня царап». «Синица- тетенька, а дяденька- синиц!» « Твой слуг», « какой пьяниц».
Cлайд 16
«Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой».
Cлайд 17
Образование глагольных форм. «Прижмался», «поцелул», « спей», «нарисовай».
Особенность детских приставок. « Я сперва боялся трамвая, а потом вык, вык и привык».
Cлайд 23
1.Закрепление ударения за определенным слогом в слове «стола нет», « землю копали». 2. Устранение чередования е и о с нулём звука, то есть беглости гласных. «Пёсов надо жалеть», « кусоки всюду валяются», « над костёром дым»
Cлайд 24
«Ребенок не знает никаких исключении из общего правила» К.И. Чуковского.
Cлайд 25
«Изо всех щенячьих сил Нищий щен заголосил». В.В. Маяковский.
Cлайд 26
Окказионализмы в речи детей. « сердитки», «духлая», « красавлюсь», «всехный».
Cлайд 27
Детское словотворчество.
Cлайд 28
Cлайд 29
Cлайд 30
Cлайд 31
Детская речь- именно речь, и, записывая высказывания малышей, мы не можем забывать, что перед нами разговорный стиль речи, эталоном которой для ребенка служит разговорная речь взрослых.
Cлайд 32
«Ребенок все же обаятелен и гениален, и нам смотреть на него сверху вниз не приходится». А. Н. Гвоздев.