Автор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Ахметшина Алия Шамилиевна Соавтор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Николаева Алена Сергеевна Научный руководитель: педагог-психолог СОШ п.Опытный Аврамова Наталия Анатольевна.
Cлайд 2
Цель - изучение профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся 9-х – 10-х классов СОШ п. Опытный и определение готовности к выбору профиля обучения. Задачи: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме. Выявить интересы и склонности учащихся Определить способности учащихся. Изучить нацеленность учащихся на определенный профиль обучения. Выявить мотивы и факторы, влияющие на выбор будущей профессии. Изучить рынок труда. Изучить согласованность интересов и склонностей со способностями учащихся. Изучить меру включенности родителей в процесс выбора ребенком профиля обучения. На основе полученных результатов разработать предложения и рекомендации.
Cлайд 3
Методы исследования: анализ и обобщение литературы тестирование опрос анкетирование качественная и количественная обработка данных Организация исследования: В исследовании приняли участие 56 учащихся 9-х классов и 89 учащихся 10-х классов СОШ п. Опытный Цивильского района. 52 родителя учащихся 9-х классов.
Cлайд 4
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся, для организации профильного обучения, а также для организации системы работы по развитию отдельных способностей учащихся и направлению их интересов и склонностей (организация кружков, секций, факультативных занятий, профориентационных курсов). Апробация: результаты данного исследования доложены педсовете, доведены до учащихся и их родителей, доложены на школьной научно-практической конференции, на районной научно-практической конференции 2005 г., на Республиканской научно-практической конференции Excelsior-2005. Методики: «Художник или мыслитель» «Анкета интересов» «Труд для вас» Анкета «Выбор профиля» (разработана авторами) Тест Голланда Анкета для родителей 9-классников (разработана авторами)
Cлайд 5
Распределение испытуемых по интересам. (9класс)
Cлайд 6
Распределение испытуемых по интересам (10 класс)
Cлайд 7
Распределение испытуемых по предпочтениям к определенному виду труда (9класс)
Cлайд 8
Распределение испытуемых по предпочтениям к определенному виду труда (10класс)
Cлайд 9
Сравнение предпочтений десятиклассников 2004-2005 уч. года к определенным видам труда с их же результатами в 2003-2004 уч. году
Cлайд 10
Сравнение предпочтений девятиклассников и десятиклассников к определенным видам труда
Cлайд 11
Распределение испытуемых по типам мышления (9 класс)
Cлайд 12
Предпочитаемые области знаний девятиклассников
Cлайд 13
Соотношение выбранных профилей с предпочитаемыми областями знаний (9 класс)
Cлайд 14
Опрос родителей у 74% родителей мнение относительно профиля обучения совпадает с мнением детей у 20% - мнение не совпадает 2% - не определились с профилем обучения для своего ребенка 4% - не предлагали ребенку профиль обучения 19% родителей не обсуждали с ребенком будущий профиль обучения, из них 2% - не знают какой профиль выбрал их ребенок 81 % родителей уже обсуждали вопрос о профиле обучения
Cлайд 15
Соотношение выбранных профилей и данных о количестве обучающихся в профильных классах
Cлайд 16
Отношение десятиклассников к выбранному профилю обучения
Cлайд 17
Предпочитаемые области знаний десятиклассников
Cлайд 18
Соотношение профилей обучения с предпочитаемыми областями знаний (10 класс)
Cлайд 19
Соотношение выбора учебного заведения девятиклассников 2003-2004 и 2004-2005 уч.г
Cлайд 20
Рынок труда Строители (каменщики, бухгалтера маляры, штукатуры) экономисты Слесари филологи Инженеры юристы Продавцы операторы ПЭВМ Электрогазосварщики учителя воспитатели швеи Востребованные профессии Невостребованные профессии
Cлайд 21
Мотивы выбора будущей профессии (9 кл.): высокая материальная обеспеченность (37%) сам труд (27,5%) условия труда (24%) возможность творить (20,6%). контакты с людьми перспективность, полезность результатов труда(18,9%). меньше всего привлекают частые командировки и возможность без особого труда получить профессию(6,8%). Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии их решение (65,5%), способности (41,3%). меньшее влияние оказывают родители (31%), родственники (17,2%) и жизненные обстоятельства (17,2%). на 10,3% учеников повлияли книги и фильмы, на 3,4% педагоги, друзья и знакомые.
Cлайд 22
Мотивы выбора будущей профессии (10 класс.) перспективность (возможность профессионального роста) и высокую материальную обеспеченность (19%) сам труд (16,2%), контакты с людьми и условия труда - 10,8%. меньше всего привлекает возможность без особого труда получить профессию (6,7%) и возможность творить (2,7%). Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии способности 27,7% жизненные обстоятельства 22,2% 13,8% выбрали профессию сами на выбор 11,7% школьников повлияли родители меньшее влияние на учеников оказывают педагоги и друзья (8,3%) а также книги, фильмы (2,7%)
Cлайд 23
Личностные типы испытуемых
Cлайд 24
Выводы: В ходе проведенного исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме. На основании изучения литературных источников определены основные виды труда и профессий, выделено понятие профориентации, рассмотрены основы профильного обучения. В ходе опытно-экспериментальной работы мы сделали следующие выводы: Наибольший интерес для учащихся представляют такие области, как педагогика, журналистика, химия, литература (для 9-классников) и спорт, военное дело техника, биология (для 10-классников). Все учащиеся также имеют представление о том, каким видом труда они хотели бы заниматься. Наибольшее предпочтение учащиеся отдают интересному труду; умственному труду; труду не вредному для здоровья. Наиболее предпочитаемые области знаний 9-классников: физкультура, психология, ОИВТ и русский язык, химия. Наиболее предпочитаемые области знаний 10-классников: биология, химия, алгебра, физкультура.
Cлайд 25
Были определены основные черты характера, тип мышления и тип личности учащихся. Изучив нацеленность учащихся на определенный профиль обучения, мы отметили , что наиболее предпочитаемым оказался гуманитарный; далее в порядке убывания следуют: физико-математический, биолого-химический, универсальный. Есть процент учащихся не определившихся с выбором (9-классники). У большинства учащихся 10-х классов выбор по отношению к профилю обучения изменился. Среди мотивов выбора будущей профессии учащиеся чаще всего называли высокую материальную обеспеченность, перспективность, сам труд, условия труда. К факторам, оказавшим, по мнению девятиклассников, наибольшее влияние на выбор профессии оказало их решение и их способности; а по мнению десятиклассников - способности и жизненные обстоятельства. Были выявлены выбранные профессии десятиклассников. Но не все учащиеся определились с выбором профессии.
Cлайд 26
В ходе изучения рынка труда нами были выявлены востребованные и невостребованные профессии. Соотнеся интересы учащихся с рынком труда, мы отметили, что учащиеся не осведомлены с положением на рынке труда. Была отмечена несогласованность выбора профиля с интересами учащихся, а также то, что интересы учащихся не всегда совпадают с их способностями. Изучив мнение родителей было отмечено что родители в большинстве своем уже обсуждали вопрос о профиле обучения. Довольно часто мнение родителей относительно профиля совпадает с мнением детей.
Cлайд 27
На основе полученных результатов нами были разработаны следующие рекомендации: несмотря на то, что в СОШ п. Опытный ведется профориентационная работа (профориентационный курс для девятиклассников, классные часы, экскурсии, беседы, элективные курсы, спецкурсы), необходимо уделять больше внимания подготовке учащихся к выбору будущей профессии: начинать профориентационную работу с более раннего возраста (7 – 8 класс); ознакомлять с различными видами профессий; регулярно выявлять и соотносить интересы, склонности и способности учащихся; ввести в портфолио учащихся страничку профессионального самоопределения; проводить беседы и консультации, профессиональные пробы; расширить работу с родителями по профессиональному самоопределению детей (информировать о существующих профилях обучения, о положении на рынке труда, проводить совместные детско - родительские профориентационные игры).