Понятия «личность» и «индивидуальность» «индивидуальные свойства личности – это не одно и тоже, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность» С.Л. Рубинштейн
Cлайд 2
1) В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского) Личность — «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения». «Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д., глубинными смысловыми образованиями... формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов». Субъективно для индивида личность выступает как его Я («образ Я», «Я-концепция»). Личность обнаруживается в самооценке, самоуважении. «Развитие личности осуществляется в деятельности в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания». 2) «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко) указывается, что «в общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения». В гуманистических и психологических концепциях Личность - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества».
Cлайд 3
«личность» - «индивидуальность» Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности) Личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности
Cлайд 4
Деформация индивидуальности Развитие всех сфер в интересах ребенка общества и ребенка только общества, но не ребенка определенных групп Решает задачи развития индивидуальности Воспитание личности
Cлайд 5
«Воспитание» - «развитие» интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная. саморегуляция Развитие сфер личности Основа: идеи гуманизма Цель современной школы: дать каждому ребенку общее образование и предоставить условия для гармоничного развития и совершенствования всех сторон индивидуальности Реализация: в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств Экзистенциальная гармония чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения, выражаются в жизненной позиции Предметно-практическая способности, поступки, умения в различных видах деятельности и общении Саморегуляция свобода выбора целей; самокритичность; добропорядочность; управление поведением; совестливость
Cлайд 6
Задание: проработать содержание текста, внести дополнения, изменения Текст «Личность и индивидуальность» Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область — индивидуальность личности. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека.
Cлайд 7
Научные концепции самоактуализации личности человека
Cлайд 8
Модель выпускника: -предметная грамотность; -способность принимать решения (ключевые компетентности); -успешность во взаимодействии с окружающими (социальный опыт). Личность самостоятельная, самореализующаяся, самоопределяющаяся, самоактуализирующаяся Самоопределение сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях Формы: коллективистское и профессиональное Самореализация сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности; развитие генетических и личностных возможностей, осуществление возможностей развития «Я»
Cлайд 9
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей Характеристика (по Маслоу): более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость, потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные или мистические переживания; общественный интерес; глубинные межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность; сопротивление окультуриванию.
Cлайд 10
Направления исследования самоактуализации -клиническое К. Роджерс -мотивационное А. Маслоу источник развитие личности – врожденные тенденции к самоактуализации -«самоактуализирующая тенденция» -«организмический отслеживающий процесс» ИДЕАЛЬНОЕ Я РЕАЛЬНОЕ Я источник развития личности – «дефицитарные» потребности и «ростовые» потребности Пирамида Маслоу -физиологические потребности -безопасность -принадлежность -самооценка -самоактуализация Группы самоактуализирующихся людей: «весьма определенные случаи» «весьма вероятные случаи» «возможные случаи» Особая личностная структура Желание человека стать тем, кем он может стать
Cлайд 11
Составить синквейн (это особая краткая запись основных обсуждаемых проблем с учетом ряда требований) к понятию «самоактуализация» Тема прилагательные (2 слова) глаголы (3 слова) фраза (предложение, смысловой характер) Вывод