Почему в темноте человек не может идти прямо... Выполнили учащиеся 7Б класса: Ефремов Максим, Тяпкина Анна.
Cлайд 2
Загадок больше, чем разгадок, И поискам предела нет! Л. Татьяничева.
Cлайд 3
Цель: Разгадать тайну «загадочных кружений» человека в темноте.
Cлайд 4
Задача: Найти причины того, что человек не может в темноте идти прямо
Cлайд 5
ЭКСПЕРИМЕНТ Дойти до дерева, расположенного на расстоянии 165 метров с закрытыми глазами.
Cлайд 6
Результат эксперимента: ни один из испытуемых не дошёл до дерева, а все уклонились в сторону, описывали дугу.
Cлайд 7
В чём причина?
Cлайд 8
Гипотезы: Повлияла разница в длине ног, правой и левой; Повлияла разница длин шагов правой и левой ног.
Cлайд 9
Ход исследования первой гипотезы. Предположить, что одна из ног длиннее другой. Сделать схематический чертёж шага правой ногой и шага левой ногой. Сравнить получившиеся треугольники при движении ног. Сделать выводы.
Cлайд 10
Мы предположили, что правая нога длиннее левой, и выполнили схематичный чертёж шага правой ногой и шага левой ногой.
Cлайд 11
Рассмотрим треугольники, получившиеся при движении ног. Если В= В1, то ∆АВС=∆А1В1С1, т. к.
Cлайд 12
Вывод: Разница в длине ног не является причиной того, что участники эксперимента не дошли до дерева.
Cлайд 13
Ход исследования второй гипотезы. Выяснить, какую траекторию опишет человек, если разница правого и левого шага составляет 1 мм. Выяснить, какая должна быть разница в длине правого и левого шага, чтобы двигаться по кругу. Сделать выводы.
Cлайд 14
Пусть правая нога делает шаг на1 мм длиннее левой. Сделав 1000 шагов, человек опишет правой ногой путь S=1000·1мм=1000мм=1м, т. е.на целый метр длиннее, чем левой.
Cлайд 15
На параллельных путях это невозможно, зато возможно на концентрических окружностях.
Cлайд 16
Чтобы выяснить какова должна быть разница в длине шага правой и левой ноги, провели следующий эксперимент:
Cлайд 17
Сделали дорожку следов на песке при ходьбе. Соединили середины отпечатков пяток правой ноги, затем левой ноги. Измерили расстояние между ними, у нас получилось 6 см.
Cлайд 18
Начертили круг на земле при помощи верёвки, измерили его радиус. Прошли по этому кругу и подсчитали количество шагов. Их получилось 126.
Cлайд 19
Вычислили расстояние, которое пройдено правой ногой S1 и левой ногой S2, воспользовались формулой длины окружности: S1=2 R=2·3,14·12=75,36(м) S2=2 (R-0,06)=2·3,14·11,94=74,98(м)
Cлайд 20
Нашли разность в длине шага правой и левой ноги:
Cлайд 21
Вывод: Разница в шагах получилась 6 мм. Вот какая ничтожная разница достаточна, чтобы вызвать столь поражающий результат, двигаться по кругу.
Cлайд 22
Отметим, что… Мне было удобно идти по кругу против часовой стрелки, значит правая нога делает большие шаги по сравнению с левой, это говорит о нарушении симметрии тела человека, т. к. мускулы правой ноги развиты больше.
Cлайд 23
Отметим, что… Пешеход, все время выносящий правую ногу немного дальше, чем левую не сможет держаться прямой линии, если глаза не помогут ему выправлять этот путь, он неизбежно будет забирать влево.
Cлайд 24
Литература: 1. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. -М.: Мысль, 1983 г. 2. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986 г. 4. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. - М.: Недра, 1986 г. 6. Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир. – М.: Просвещение, 1981 г. 7. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. - М.: Мысль, 1974 г.