Код презентации скопируйте его
РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДОВ Авторы работы: ученицы 11 класса МОУ - Лицей №2 Сучилина Ксения, Жумагалиева Елена Научные руководители: социальный педагог МОУ - Лицей №2 Мордвинкина Н.Ф. учитель биологии, высшей категории Мордвинкина Т.А.
Цель проекта: Выявление физиологической природы и характерологических особенностей темперамента, его роли в структуре межличностного взаимодействия индивидов.
Задачи проекта: Изучить и проанализировать генезис развития учения о темпераменте; Выявить характерологические особенности темперамента; Провести исследование по изучению влияния темперамента на социальный статус личности; Представить индивидуальные характеристики четырех типов темперамента; Создать и распространить информационные листки-памятки по данной тематике.
Задачи исследования: Проанализировать понятия социометрического статуса и темперамента. Сформировать выборку учащихся. Подготовить необходимый для проведения исследования инструментарий Провести тестирование учащихся. Определить степень зависимости социометрического статуса от типа темперамента.
Методическая база исследования: Тест - опросник Г. Айзенка и методика по определению социометрического статуса Дж. Морено
Определение Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает, в основном, динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.
Учение о темпераменте «Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь – тепло, слизь – холод, жёлтая желчь – сухость, чёрная желчь – влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям». Гиппократ (460– 377 до н. э.), древнегреческий врач, философ, реформатор античной медицины.
САНГВИНИК Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Обладает живой мимикой и выразительными движениями. У него высокий порог чувствительности. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции.
ХОЛЕРИК Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Холерик необуздан, несдержан, нетерпелив и вспыльчив. Менее пластичен и более инертен.
ФЛЕГМАТИК Обладает высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. Он ненаходчив, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.
МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью. Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок
Нейротизм (эмоциональная нестабильность) 24 Легко расстраивающийся Тревожный Ригидный Склонный к рассуждениям Пессимистичный Сдержанный Необщительный Тихий М Е Л А Н Х О Л И К Х О Л Е Р И К Чувствительный Беспокойный Агрессивный Возбудимый Непостоянный Импульсивный Оптимистичный Активный Пассивный Осмотрительный Рассудительный Доброжелательный Управляемый Внушающий доверие Ровный Спокойный Ф Л Е Г М А Т И К С А Н Г В И Н И К Общительный Разговорчивый Контактный Отзывчивый Непринужденный Жизнерадостный Склонный к лидерству Несклонный к беспокойству 0 Эмоциональная стабильность (устойчивость) 0 Интроверсия 12 13 Экстраверсия 24
Таблица № 1 Распределение испытуемых по измеряемым показателям № исп. Экстраверсия-Интроверсия Нейротизм Соц. статус 1. 14 9 11 2. 9 9 11 3. 15 18 6 4. 14 11 8 5. 18 10 7 6. 17 14 10 7. 22 22 29 8. 14 16 7 9. 11 9 15 10. 14 8 15 11. 14 8 19 12. 8 8 6 13. 6 14 9 14. 15 7 20 15. 14 7 11 16. 7 15 3 17. 15 10 5 18. 14 5 1 19. 20 7 0 20. 10 12 8
Таблица №2 Значение вариант в распределении испытуемых по экстра-интроверсии, нейротизму и соц. статусу Показатель Варианта Экстраверсия-интроверсия 6 7 8 9 10 11 14 15 17 18 20 22 - - Нейротизм 5 7 8 9 10 11 12 14 15 16 18 22 - - Соц. статус 0 1 3 5 6 7 8 9 10 11 15 19 20 29
Значения показателей экстра-интроверсии, соц. статуса и нейротизма в группе учащихся № учащихся Пок-ль 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Э-И 54 42 58,4 53,9 62,8 60,4 80,9 53,9 45 53,9 53,9 39,6 33,6 58,4 53,9 37,2 58,4 53,9 66,4 43,3 Соц.ст. 57 57 44,8 50 47,5 52,5 80,9 47,5 60 60,4 62,8 44,8 51,2 66,4 56,7 39,6 41,6 37,2 33,6 50 Н 50 50 66,4 53,9 52,5 58,4 80,9 62,8 50 46,1 46,1 46,1 58,4 41,6 41,6 60,4 52,5 33,6 41,6 55,2
Зависимость социометрического статуса от типа темперамента «Если испытуемый имеет более высокий показатель экстра-интроверсии, то имеет ли он так же более высокий соц. статус или такого соответствия не наблюдается»
Зависимость социометрического статуса от типа темперамента Корреляционный анализ взаимосвязи показателей экстра-интроверсии и соц. статуса равен = 0,307641. Коэффициент корреляции показателей нейротизма и соц. статуса равен 0,323477
Выводы по результатам исследования Большинство испытуемых имеют средний уровень экстра-интроверсии и средний уровень соцстатуса. 2% от общей выборки имеют высокий уровень экстра-интроверсии и соцстатуса. Связь между социальным статусом и типом темперамента есть и она прямая. Степень связи небольшая, но положительная.
Рекомендации Учитывать тип темперамента и социальный статус индивидов в группе: при выявлении лидеров в коллективе. при распределении общественных поручений и нагрузок. при подготовке различных мероприятий, праздников. при профилактике и разрешении конфликтных ситуаций в группе. при планировании процесса развития групповых отношений в коллективе.