Эпикурейцы и стоики МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Cлайд 2
Эпикурейцы и стоики Сократические школы Киренаики: этика гедонизма Аристипп: обоснование гедонизма Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма Анникерид: гедонистический оптимизм Киники: этика аскетизма Антисфен: обоснование кинизма Диоген: практика кинизма Кратет: критика гедонизма Эллинистическая философия Эпикурейцы: этика эвдемонизма Страхи и их преодоление Классификация желаний Стоики: автаркия разума Онтология («физика») Ранней Стои Этика Римской Стои
Cлайд 3
Сократические школы и их преемники Сократ 469-399 Элидо-эри- трейская школа Аристипп ок. 435 – ок. 365 Евклид ок. 430 – ок. 360 Платон 428/27 – 348/47 Федон 417 – ок. 350 Антисфен ок. 435-376 Киренская школа Мегарская школа Академия (платоники) Киническая школа Эпикур 341-271 Зенон 336-264 Эпикурей- цы Стоики Аристотель 384 – 322/21 Древняя Академия Средняя Академия Ликей (перипате- тики)
Киренаики Этика гедонизма Аристипп ок. 435 - ок. 365 Арета Аристипп (Младший) Гегесий IV в. Феодор IV-III в. Анникерид IV-III в. Аморализм Пессимизм Гедонистический оптимизм Гедонизм (греч. ήδονή, удовольствие) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием.
Cлайд 7
Аристипп Обоснование гедонизма Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло – телесное страдание. Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство). Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым. Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий. Аристипп ок. 435 – ок. 365
Cлайд 8
Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло, то всё прочее (что не есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать безразличным. Поэтому мудрец не считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену. Он избегает их, но не потому, что считает их чем-то дурным самим по себе, а потому что не желает быть наказанным, т.е. страдать. Феодор Аморалистическая интерпретация гедонизма Имей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти так называемые «преступления», если бы это сулило ему наслаждение.
Cлайд 9
Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы от страданий. 1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала мы страдаем от того, что они не удовлетворены. 2) При этом пребывать в состоянии неудовлетворённости можно долго, тогда как процесс удовлетворения скоротечен. 3) Средства удовлетворения потребностей ограничены и потому достаются с трудом и доступны лишь немногим. Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма 4) Но и эти немногие не будут по-настоящему счастливы, так как то, что достаётся легко, большого удовольствия не доставляет.
Cлайд 10
Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте – Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба. Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть. Посидипп, «О жизни» (III в. до н.э.)
Cлайд 11
Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям. 1) Признание духовных наслаждений расширяет самый круг возможных удовольствий. 2) Удовлетворение духовных потребностей не связано с уничтожением того, что нужно для их удовлетворения. Значит, удовлетворяя свои духовные потребности, мы не лишаем других средств для удовлетворения их потребностей. Анникерид Гедонистический оптимизм 3) В отличие от телесных, духовные наслаждения не скоротечны.
Cлайд 12
Анникерид Гедонистический оптимизм В жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой. Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага. Метродор, «О жизни» (IV в. н.э.)
Cлайд 13
Киники Этика аскетизма Антисфен ок. 435- ок. 376 Диоген Синопский ок. 404 - 323 Кратет Фиванский IV в. Кинизм (греч., κύων, пёс, род. κυνός) Аскетизм (греч., άσκητής, упражняющийся) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.
Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас потребностей. 1) Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение потребностей. (В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны). 2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода. Антисфен Обоснование кинизма
Cлайд 16
Джон Уотерхаус. «Диоген». Диоген Практика кинизма
Cлайд 17
Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном». Диоген Практика кинизма
Cлайд 18
«Диоген и Александр». Диоген Практика кинизма
Cлайд 19
Кратет Критика гедонизма Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостной негой пиров, – после смерти ведь нет нам отрады. В прах обратился и я, Ниневии великий властитель. Только с собой и унёс я, что выпил и съел и что взято Мной от любви; вся же роскошь моя и богатство остались; Мудрости это житейской моё поучение людям. Херил. «На гроб Сарданапала» (V в. до н.э.)
Cлайд 20
Кратет Критика гедонизма Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостью мудрых речей, не в еде для души ведь отрада. Жалок я, евший так много и так наслаждавшийся в жизни! Только с собой и унёс я, что ум мой познал и что музы Дали прекрасного мне; все же прочие блага остались. Кратет Фиванский. Пародия на эпиграмму- эпитафию Херила (IV в. до н.э.)
Cлайд 21
Эпикурейцы Этика эвдемонизма Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье. Эпикур 341-271 Гермарх IV-III в. Метродор 330-277 Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)
Эпикурейцы Этика эвдемонизма Эпикур. О природе (не сохр.) Эпикур. Письмо к Геродоту Эпикур. Письмо к Менекею Эпикур. Главные мысли Тит Лукреций Кар. О природе вещей Основные сочинения Эпикур 341-271 Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)
Cлайд 24
Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли. Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление Страхи – причины несчастий Страх перед богами Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют. Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Страх смерти Страх перед страданием
Cлайд 25
Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи Необходимые Вздорные Не необходимые
Cлайд 26
Стоики Автаркия разума Ранняя Стоя IV-III вв. до н.э. Средняя Стоя II-I вв. до н.э. Поздняя Стоя I-II вв. н.э. Зенон из Кития 336-264 Луций Анней Сенека 4-65 н.э. Клеанф ок. 331/30 – ок. 232 Хрисипп ок. 280/277 – ок. 208/204 Панэтий ок. 180 – после 110 Посидоний ок. 135 – ок. 50 Эпиктет ок. 50 – 138 Марк Аврелий 121-180 Стоя (греч., Στοά) – Портик
Cлайд 27
Стоики Автаркия разума Зенон из Кития (336-264) Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204) Луций Анней Сенека (4-65 н.э.) Марк Аврелий (121-180) Автаркия (греч., αύτάρκια) – самодовление, самодостаточность.
Стоики Автаркия разума Сенека. Нравственные письма к Луцилию Сенека. О благодеяниях Сенека. Рассуждения о природе Сенека. О блаженной жизни Сенека. О скоротечности жизни Сенека. О провидении Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом) Марк Аврелий. К самому себе Основные сочинения Луций Анней Сенека (4-65 н.э.) Марк Аврелий (121-180)
Cлайд 30
Стоики Онтология («физика») Ранней Стои Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм). Зенон из Кития (336-264)
Cлайд 31
Стоики Фатализм Ранней Стои Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека, и на этом основании исключающее случайность и свободу.
Cлайд 32
Стоики Фатализм Ранней Стои Властитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу – тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого. Луций Анней Сенека (перевод из Клеанфа)
Cлайд 33
Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать причиной несчастья. Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т.п.), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными. Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом. Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо. Стоики Этика Римской Стои Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.