План Управление финансами и их организация в Республике Казахстан Автоматизированная система управления финансами
Cлайд 3
Цель лекции: определение цели, задач и основных этапов финансового планирования и прогнозирования; обоснование необходимости использования финанасов для регулирования социально-экономических процессов; определение финансовых регуляторов рыночного хозяйствования; выявление форм, методов и органов финансового контроля
Cлайд 4
1. Понятие управления финансами Управление финансами - процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата.
Cлайд 5
В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций. В основе управления финансами лежат следующие принципы: -демократизм в управлении; -политический подход к финансовым вопросам; -оптимальное сочетание экономических и административных методов управление; -научность управления; -согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; -ответственность в управлении; -преемственность хозяйственных решений.
Cлайд 6
Следует различать два аспекта управления финансами: во-первых, государство использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов управления экономикой и социальной сферой, тем самым, влияя на весь процесс общественного производства; во-вторых, сами финансы являются объектом управления: управляются формы финансовых отношений, фонды денежных средств, финансовый аппарат, то есть система финансовых учреждений.
Cлайд 7
В управлении финансами различают следующие взаимосвязанные элементы: информацию, планирование, организацию, регулирование, контроль.
Cлайд 8
Финансовая информация имеет большое значение для принятия решений с целью научно обоснованного планирования и оперативного руководства всеми финансовыми процессами.
Cлайд 9
Центральное место в управлении финанасами занимает планирование. Оно должно обеспечивать сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, взаимосвязь производственных и финансовых показателей, увязку доходов и расходов, финансовых планов всех уровней народного хозяйства.
Cлайд 10
Организация означает слаженность всех звеньев управления, результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность работников управления.
Cлайд 11
Финансовое регулирование предполагает маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий. Оно направлено на ликвидацию отрицательных отклонений от намеченного результата, на обеспечение пропорций и синхронности во всех видах деятельности за счет резервных фондов, всерхплановых финансовых ресурсов. Контроль за выполнением финансовых планов осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления на всех уровнях хозяйствования в процессе формирования и использования денежных фондов.
Cлайд 12
Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство государственных доходов Республики Казахстан.
Cлайд 13
В компетенции Парламента решение финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждение и последующее голосование законодательных актов - Законов Республики Казахстан и Постановлений Парламента
Cлайд 14
.Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся таких направлений: 1) налогообложение, установление сборов и других обязательных платежей; 2) республиканский бюджет; 3) образование, здравоохранение и социальное обеспечение; 4) обеспечение обороны и безопасности страны; 5) организация деятельности государственных органов и органов местного управления; 6) охрана окружающей среды; 7) режим собственности и иных вещных прав.
Cлайд 15
Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти. Общегосударственные финансы управляются Министерством финансов и другими комитетами этого министерства. Министерство финансов проводит в жизнь финансовую политику государства.
Cлайд 16
Министерство финансов: Разрабатывает проекты финансового законодательства Совершенствует формы финансовых отношений государства с предприятиями Планирует доходы и расходы государственного бюджета, распределяет финансовые ресурсы государства Ищет возможности создания государственных резервов Осуществляет контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины Регулирует систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Cлайд 17
Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.
Cлайд 18
2. Автоматизированная система управления финансами В настоящее время совершенствование управления финансами происходит на основе увязки этого процесса с разработкой и внедрением в управление финансами автоматизированных систем. Под АСУ финансами понимается совокупность административных, экономических, математических методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющих эффективно управлять финансами, всей финансовой системой.
Cлайд 19
В управлении финансами применяется автоматизированная система финансовых расчетов – АСФР. Она состоит из взаимосвязанных, совместно действующих подсистем: функциональных, обеспечивающих, технологических.
Cлайд 20
Организационно АСФР представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой подсистем: 1) организационно-экономического обеспечения; 2) информационного обеспечения; 3) программного обеспечения; 4) технического обеспечения; 5) организационно-правового обеспечения; 6) технологического обеспечения; 7) кадрового обеспечения.
Cлайд 21
Подсистема организационно-экономического обеспечения является головной в системе АСФР, создает методические и организационные предпосылки автоматизации процесса составления и исполнения бюджетов, включает функциональные подсистемы, координирует и взаимоувязывает другие обеспечивающие подсистемы, определяет методическое единство работ на всех уровнях АСФР.
Cлайд 22
Кроме централизованных систем автоматизированного управления, используются локальные варианты путем организации автоматизированных рабочих мест (АРМ).
Cлайд 23
Типовая структура оборудования АРМ: 1) устройство управления на базе микроЭВМ; 2) видеотерминал (дисплей); 3) накопитель на магнитных дисках; 4) клавиатура для набора данных; 5) малогабаритное печатающее устройство.