Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова Екатерина Валерьевна
Cлайд 2
Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний об основах функционирования малого бизнеса и практических навыков по организации собственного малого предприятия
Cлайд 3
Задачи дисциплины: – раскрыть сущность малого предпринимательства, его функции и роль в экономике России и развитых стран – охарактеризовать состояние малого бизнеса в России и выявить проблемы его развития; рассмотреть систему государственного регулирования малого бизнеса в Российской Федерации – определить критерии выбора вида предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы; рассмотреть процедуру государственной регистрации юридических лиц и ПБОЮЛ – дать оценку производственных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для организации малого бизнеса – изучить порядок разработки бизнес-плана создания малого предприятия – раскрыть особенности экономического функционирования малого бизнеса
Cлайд 4
В результате изучения курса «Основы функционирования малого бизнеса» у студентов формируются навыки по: - проведению на основе изучения статистических данных анализа экономически и социально значимых проблем развития малого предпринимательства; - организации бизнеса (выбор вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы, оценка необходимых ресурсов и др.) - разработке бизнес-плана малого предприятия (сбор и анализ необходимой информации, расчет финансово-экономических показателей и анализ полученных результатов, использование информационных технологий)
Cлайд 5
Распределение часов Тема Лекции Семинары Самост. работа Тема 1. Малый бизнес: сущность, функции и роль в экономике России и зарубежных стран 1 - 2 Тема 2. Малый бизнес в России: состояние, проблемы и перспективы развития 1 2 4 Тема 3. Выбор вида предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы, регистрация предприятия 1 1 4 Тема 4. Оценка ресурсов, необходимых для организации малого бизнеса 2 2 5 Тема 5. Особенности экономического механизма функционирования малого бизнеса 3 1 5 Тема 6. Разработка бизнес-плана создания малого предприятия 4 6 28 Итого 12 12 48
Cлайд 6
Форма итогового контроля - зачет В рамках самостоятельной работы предусмотрено практическое задание по разработке бизнес-плана создания малого предприятия
Cлайд 7
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ Тема 1. Малый бизнес: сущность, функции и роль в экономике России и зарубежных стран Теория предпринимательства. Понятия «предпринимательская деятельность», «малое предпринимательство» и «малый бизнес». Краткая история возникновения и развития малого бизнеса в экономически развитых странах и России. Экономические, воспроизводственные и социальные функции малого предпринимательства и его роль в экономике России и развитых стран. Количественные критерии малого бизнеса и его качественные характеристики.
Cлайд 8
Тема 2. Малый бизнес в России: состояние, проблемы и перспективы развития Динамика социально-экономических показателей развития малого предпринимательства в России на современном этапе. Отраслевая структура малого бизнеса. Региональная дифференциация в уровне развития малого предпринимательства. Оценка степени инвестиционной и инновационной активности малого бизнеса в стране. Проблемы развития малого предпринимательства в России: финансовые и организационные (доступа к ресурсам). Система государственного регулирования малого предпринимательства в России. Формирование в стране благоприятного предпринимательского климата. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Программно-целевой подход в регулировании малого бизнеса в России.
Cлайд 9
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Тема 3. Выбор вида предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы, регистрация предприятия Мотивация предпринимательской деятельности. Оценка деловых качеств потенциального предпринимателя. Выбор сферы и вида предпринимательской деятельности с учетом оценки потенциального уровня дохода, риска, а также наличия административных и экономических барьеров для создания новых предприятий. Формы создания малого бизнеса: организация нового предприятия, приобретение готовой фирмы, аренда предприятия, франчайзинг. Определение места расположения малого предприятия с учетом удаленности от потребителей и поставщиков ресурсов, наличия производственной и финансовой инфраструктуры. Выбор оптимальной организационно-правовой формы предприятия с учетом числа учредителей и возможности их участия в управлении, распределения прибыли и убытков, уровня финансовой ответственности, возможности привлечения дополнительных ресурсов. Процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок составления учредительных документов.
Cлайд 10
Тема 4. Оценка ресурсов, необходимых для организации малого бизнеса Определение потребности малого предприятия в производственных и трудовых ресурсах. Подбор офисных, производственных, торговых и складских помещений. Закупка оборудования и формирование материально-производственных запасов. Методы поиска персонала. Определение объема и оптимальной структуры источников финансирования. Оценка возможностей привлечения заемных финансовых ресурсов (банковский кредит, лизинг, бюджетный кредит).
Cлайд 11
Тема 5. Особенности экономического механизма функционирования малого бизнеса Организация производства на малых предприятиях. Выбор оптимальной организационной структуры управления. Логистика в малом бизнесе. Оптимальные формы и системы оплаты труда в малом бизнесе. Управление затратами на малых предприятиях. Выбор метода ценообразования. Финансовое планирование (бюджетирование) в малом бизнесе. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Оценка эффективности деятельности малого предприятия и уровня риска.
Cлайд 12
Тема 6. Разработка бизнес-плана создания малого предприятия Структура бизнес-плана. Цели составления. Анализ рыночной ситуации: сканирование и анализ внутренней и внешней среды. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара. План маркетинга. План продаж. Производственный план. Организационный план. Финансовый план. Использование Project Expert для подготовки бизнес-планов