* ТЕМА 3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Чего нельзя измерить, тем нельзя управлять. Изречение американских менеджеров Ни одно исторически важное маркетинговое решение не было принято на основании количественных данных. Джон Скалли, менеджер компании «Apple» Станковская И.К.
Cлайд 2
* 3.1 Общая характеристика эластичности ЭЛАСТИЧНОСТЬ чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких либо других показателей рыночной конъюнктуры. КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ (Е) степень количественного изменения одного фактора при изменении другого на 1 %; безразмерная величина, значение которой не зависит от единицах измерения объема, цен или каких-либо других параметров. Stankovskaya - null Stankovskaya - null Stankovskaya - null
Cлайд 3
* 3.1 Практическое использование коэффициентов эластичности (на уровне фирмы) 1. Оптимизация ценовой политики фирмы Определение направления изменения цен в целях увеличения валовой выручки (дохода); Осуществление политики ценовой дискриминации; Оценка нефункциональных составляющих спроса;
Cлайд 4
* 3.1 Практическое использование коэффициентов эластичности (на уровне фирмы) 2.Анализ конкурентной среды Выявление конкурирующих и дополняющих товаров и оценка их воздействия; Количественная оценка конкурентной структуры рынка; Оценка степени рыночной (монопольной) власти
Cлайд 5
* 3.1 Практическое использование коэффициентов эластичности (на уровне государства) 3. Разработка программ государственного регулирования Антимонопольная политика Налоговая политики Дотационная политика Ценовое регулирование рынка Анализ территориальных бюджетов
Cлайд 6
* 3.2 МЕТОДЫ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛАСТИЧНОСТИ… …Зависят от исходной информации и требуемой точности расчетов Формула дуговой эластичности, ПРИМЕР 1 Рост цен на учебник по экономике в интерне-магазине с 1 у.е до 1,5 у.е. снизил объем его продаж с 12 до 8 экз. в неделю. Требуется оценить чувствительность покупательского спроса к ценовому фактору (т.е. эластичность спроса по цене).
Cлайд 7
* 3.2 МЕТОДЫ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛАСТИЧНОСТИ Формула точечной эластичности, ПРИМЕР 2 Спрос на анализируемый товар задан уравнением Qd=500-0,5P. Требуется оценить чувствительность покупательского спроса к ценовому фактору (т.е. эластичность спроса по цене), если на рынке установилась цена P=200 у.е.
Cлайд 8
* 3.2 МЕТОДЫ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛАСТИЧНОСТИ Через проценты ПРИМЕР 3 Аналитики прогнозировали 15% рост продаж вследствие сокращения рыночных цен на 10%. Однако на практике оживление покупательского интереса было более умеренным (8%). Какова прогнозируемая и реальная эластичность спроса на товар по цене? На сколько процентов изменилась валовая выручка (доход) компании?
Cлайд 9
* 3.2 МЕТОДЫ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛАСТИЧНОСТИ Если коэффициент эластичности Е0, то имеет место прямая зависимость; Цена – величина спроса (для товаров Гиффена) Доход - величина спроса (для нормальных товаров)
* 3.4 Эластичность спроса по цене Степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1 % ФАКТОРЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА Наличие товаров заменителей Фактор времени Доля затрат на товар в бюджете покупателя Необходимость товара
Cлайд 12
* 3.4 Эластичность спроса по цене… …и доходы фирмы ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС |Ed|>1 Сокращение цены вызывает увеличение совокупных доходов фирмы
Cлайд 13
* 3.4 Эластичность спроса по цене… НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС 0
Cлайд 14
* 3.4 Эластичность спроса по цене… ЕДИНИЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА |Ed|=1 Изменение цены не оказывает влияния на совокупный доход фирмы, который достигает своего максимума.
Cлайд 15
* 3.5 Эластичность спроса по доходу Степень количественного изменения спроса при изменении дохода потребителя на 1 % Используется для классификации товаров на: Относительно худшие (Еd0), в том числе Первая необходимость (0
Cлайд 16
* 3.6 Перекрестная эластичность спроса по цене Степень количественного изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1% Используется для оценки характера взаимосвязи анализируемых товаров: Дополняющие товары (Еd0).
Cлайд 17
3.7 Нефункциональный спрос Спрос, обусловленный не потребительскими свойствами товара, а какими-либо другими факторами 1. Эффект массового потребления Эффект сноба Эффект показательного потребления 2. Спекулятивный спрос 3. Нерациональный спрос *
Cлайд 18
* 3.8 Эластичность предложения по цене Степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%
Cлайд 19
3.9 Факторы эластичности предложения по цене Степень загруженности производственных мощностей Характер предлагаемых к реализации товаров и услуг Технология производства и ее гибкость Возможности хранения изготовленной продукции *
Cлайд 20
3.9 Факторы эластичности предложения по цене 5. Минимальный объем затрат на расширение производства 6. Конъюнктура рынка 7. Фактор времени Краткосрочный Среднесрочный Долгосрочный *
Cлайд 21
* ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3 В одной из своих работ известный американский экономист Майкл Портер приводит причины неэластичного спроса по цене со стороны потребителей. Письменно прокомментируйте эти факторы и дайте примеры по рынку вашей компании.