Нормативно – законодательное регулирование: Конституция РФ; ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ« ФЗ №167 –ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» ФЗ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
Cлайд 3
Статья 39 Конституции РФ гарантирует гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры и т.д. Каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами.
Cлайд 4
Определение: Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств, для материального обеспечения и обслуживания граждан.
Cлайд 5
Принципы построения социального обеспечения : - всеобщность; - общедоступность; - размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда; - разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг; - демократический характер организации социального обеспечения и его управления.
Cлайд 6
Основные виды расходов по социальному обеспечению – выплаты пенсий и пособий. Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.
Cлайд 7
Расчет пенсии по старости: Размер пенсии по старости = БЧ + СЧ+НЧ БЧ – определяется законодательно СЧ = Сумма страховой части (12 месяцев* T) НЧ = Сумма накопительной части (12 месяцев*T) T - время дожития (19 лет)
Cлайд 8
Расчет страховой и накопительной частей Осуществляется для лиц родившихся не ранее: - 1953 г (для мужчин) и - 1957 г. (для женщин). Только для них с 2002 г, часть средств (накопительная часть) переводится на личные накопительные счета. Процент начисления в ПФ (персонифицированный учет) составляет в настоящее время 14%.
Cлайд 9
Расчет страховой и накопительной частей (продолжение) Возраст работника Отчисления в страховую часть Отчисления в накопительную часть Мужчины до 1953 г и женщины до 1957 г. 14 % 0% Мужчины 1953 – 1966 и женщины 1957 – 1966 г.р. 12% - до 01.01.2005г. 14% - после 2% до 01.01.2005г. 0% - после
Cлайд 10
Расчет страховой и накопительной частей (продолжение) Возраст работника Отчисления в страховую часть Отчисления в накопительную часть Мужчины и женщины 1967 г.р. и моложе (план) 11% - в 2002-2003гг. 10% – в 2004г. 9% - в 2005 г. 8% - С 2006 г. 3% - в 2002-2003гг. 4% – в 2004г. 5% - в 2005 г. 6% - С 2006 г. Мужчины и женщины 1967 г.р. и моложе (факт) 11% - в 2002-2003гг. 10% – в 2004г. 10% - в 2005 г. 8% - С 2006 г. 3% - в 2002-2003гг. 4% – в 2004г. 4% - в 2005 г. 6% - С 2006 г.
Cлайд 11
Расчет страховой и накопительной частей (продолжение) Задача: Размер заработной платы составляет 5000 руб. Предположим, мы будем отчислять в страховую часть 8% от этой суммы в течение 30 лет, а в накопительную часть исходя из условий мы тогда будем отчислять 6% от ФОТ. Введем еще одно условие, что средняя доходность от вложений Инвестиционной компании составит 7% в год. Рассчитать размер пенсии.
Cлайд 12
Расчет страховой и накопительной частей (продолжение) БЧ = 900 руб. (1 794 – c 01.01.09) СЧ: ежемесячно отчисляем 8% от 5000 руб., т.е. по 400 руб. За 30 лет перечислим 144000 руб. (400 * 12мес.*30лет) СЧмес. = 144000 руб.= 632 руб. 12мес* 19лет
Cлайд 13
Расчет страховой и накопительной частей (продолжение) НЧ: ежемесячно 6%, т.е. 5000 *6% = 300 руб. Тогда за 30 лет в накопительную часть перечислено FV = 3600 * (1+0,07)^29 – 1 =314447 руб. 0.07 НЧ мес. = 314447 руб. =1379 руб. 12мес*19 лет
Cлайд 14
Размер пенсии равен: = 900 руб. (БЧ) + 632 руб. (СЧ) + 1379 руб. (НЧ) = 2911 руб.
Cлайд 15
Трудовая пенсия по инвалидности Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах: 1) при III степени - 1 800 рублей в месяц; 2) при II степени - 900 рублей в месяц; 3) при I степени - 450 рублей в месяц.
Cлайд 16
Характеристика основных составных частей пенсионной системы Пенсионная система Государственное пенсионное обеспечение Обязательное пенсионное страхование Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение Трудовые пенсии профессиональные пенсии накопительные пенсии Негосударственные пенсии Доплаты к пенсиям Пенсии военнослужащим и др. Пенсии «чернобыльцам» Социальные пенсии Базовая часть Страховая и накопительная части Финансовая основа Федеральный бюджет ЕСН Обязательные страховые взносы Добровольные взносы Средства бюджетов и организаций Размер пенсии 45 - 75% денежного содержания Фиксированный размер Пенсионный капитал и накопления/ожидаемый период выплаты На условиях договора По решению собственника средств Основа управления Государственное управление Пенсионный фонд РФ Негосударственные пенсионные фонды и иные страховщики Управление собственником средств
Cлайд 17
Виды социальных пособий - по временной нетрудоспособности (по среднему заработку); - по беременности и родам (по среднему заработку за 12 мес. 70 дней до родов и 70 дней после родов, но максимальная сумма 12480 руб. (25390 руб. – c 01.01.09); - единоразовое пособие при рождении ребенка (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 9592,03 руб. (с 01.01.09);
Cлайд 18
Виды социальных пособий - Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере 1500 руб. (1798,51 – с 01.01.09). на первого ребенка и 3000 руб. (3597,01 – 01.01.09) на каждого последующего; - на детей военнослужащих срочной службы; - пособие по безработице; - ритуальные пособия; - социальная помощь малоимущим.
Cлайд 19
Внебюджетные фонды: определение это совокупность финансовых ресурсов, не входящих в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат, и имеют как правило, целевое назначение. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
Cлайд 20
Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и предназначены для реализации конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Cлайд 21
Состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов Пенсионный Фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Cлайд 22
Источниками формирования внебюджетных фондов являются: обязательные платежи; добровольные взносы; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами (если разрешено); другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Cлайд 23
Источники Пенсионного фонда формируются за счет: Средств страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, социальных пенсий их семьям, пособий на детей в возрасте старше полутора лет и др. добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств фонда.
Cлайд 24
Средства фонда социального страхования образуются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, в установленных законом случаях; прочих доходов.
Cлайд 25
Средства ФСС направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение; санаторно – курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; проведение научно – исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Cлайд 26
Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет: части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ; ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов; доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.
Cлайд 27
Фонды обязательного медицинского страхования: цель, виды Цель – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Эти фонды предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды созданы на федеральном и территориальном уровнях. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Cлайд 28
Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом.
Cлайд 29
Процесс составления, утверждения, исполнения бюджетов ВФ Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органами соответствующих фондов и представляются исполнительными органами власти на рассмотрение представительным органам одновременно с проектом бюджета на следующий год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов на очередной финансовый год.
Cлайд 30
Процесс составления, утверждения, исполнения бюджетов ВФ (продолжение) Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.
Cлайд 31
Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые: 1) по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач; 2) для решения отраслевых задач (фонды научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок и др.).