Ш И Р О К А Я Ой, да Масленица На двор въезжает! Широкая на двор въезжает. Ой, да Масленица, Широкая, погости недельку, недельку!
Cлайд 2
Ой, да Масленица на двор въезжает! Широкая на двор въезжает. Ой, да Масленица, широкая, погости недельку, недельку! Вот такие песни распевали девушки, парни. Брали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими явствами – народ торговый собирал дань с праздности: здесь копейка ставилась ребром – небогато, да торовато, гулливо. Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а ещё ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост редьки хвост!» кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им всякое старое тряпьё. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят всё это за деревню на место высокое, хворосту натаскают и костёр разжигают. Такой костёр называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут, приговаривая: «Гори, наша Масленка, до самого Петрова дня!» Или ещё: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Искры летят, колокольчики звенят!»
Cлайд 3
Cлайд 4
На Заигрыши с утра приглашали девицы и молодцы покататься на санках, поесть блины. В этот день начинались игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные горки. Самое любимое дело на Масленицу – корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катуши «бег» («разбег») был до 300 метров, чтобы дух при катании захватывало. Катушка уходила далеко по реке, вдоль неё с обеих сторон валки из снега делали, этакий, большой желоб. Катались дети и взрослые на обычных санках, чунках (санки со стульчиком)на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцами и рулём - конёк на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (лодейках) – это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Снизу её навозом намажут да водой обольют и на мороз на ночь выставят. Получаются саночки юркие и лёгкие. Но для таких саночек надо было делать чуны – тряпочные пижамы, у которых подошвы также обливались водой и замораживались. А ещё дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями. Особой забавой было кататься на санном поезде. Сцепят ребята верёвками десяток саней веренице или просто зацепятся руками друг за друга и – вперёд по ледяной катушке. Тут тоже нужно было смелость проявить. В народе говорили: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Именно русские блины были символом этого праздника. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Вот как о блинах народ говаривал: Блин не клин, брюха не расколет. Первый блин да комом. Не подбивай клин под овсян блин: пожарится, и сам свалится. Как собаке блин – только раз глотнуть. Кому чин, кому блин, а кому и клин. Врёт, что блины печёт – только шипит. От лени губы блином обвисли. Тот же блин, да подмазан. -Тётушка Варвара, меня матушка послала: дай сковороды сковородничка, мучки да подмазочки. Вода в печи, хочет блины печи. Где блины, тут и мы.
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Ещё её называли «широкий четверг» или «разгуляй-четверг». На этот день приходилась сере-дина масленой гульбы.В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Широкая Масленица, Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! Масленица, Масленица, Блинами попеканщица, Приходи раненько, Встретим хорошенько – Сыром, маслом и блином И румяным пирогом. Масленица – блиноеда Накормила до обеда. И сама – за плетень, На весь день, на весь день. Полизала сыр и масло, А сама потом погасла. Возрождение солнечных дней славили на деревне так: на угорье, за деревней втыкали длин-ную жердь с привязанными на голые ветки тряпками. С этого времени к нему приносили крестьяне – кто худую соломку, вытрясенную из матраса, на котором лежал больной, кто сношенные лапти. Приносили и прохудившиеся туеса, солому, которой стирали пот с отелившейся коровы.
Cлайд 11
Говаривали: «Хоть тёщины блинчики сладки, да тёщ угощают на Масленую зятьки». На тёщины вечёрки зятья угощают своих тёщ блинами. Приглашения бывают почётные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем тёще более оказывалось почестей. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. И тот парень, которому девушка люба была, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из неё выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила. На «лакомки» тёщи приглашали своих зятьёв к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. Насмешливый народ русский оставил несколько песен о заботливости тёщи при угощении зятя. Эти песни вечерком поют холостые.
Cлайд 12
Cлайд 13
На заловкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были ещё в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по заловкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками, и что уж говорить, мир да лад не всегда царил между бабами. Сказывали: «На языке у бабы – мёд, а что под языком – и сам чёрт не разберёт». Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом. В субботу так же объявлялась родительская. Поминание родителей, хоронение зимы – эти обряды заповедны нам с языческих времён. Когда приходили с кладбищ, то блинами от родительской закармливали и скот: «Чтоб скотина велась – не переводилась!»
Cлайд 14
Масленица уже постарела. Напоследок отмечались её проводы. В этот день с утра у детей забота – снеговую бабу слепить, в санки усадить да с обледенелой горы скатить. Прощай, Масленица! Прощай, голубушка! Пересмешница! Прощай, Дунюшка! Кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват», «Прости меня грешного, на Великий пост!» За вины свои, за досады накануне чистого понедельника друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Родные обязательно приходят в этот день к старшему в роде, обычно вечером. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, перед сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. В этот день до самого вечера на санках с гор катались, блинами объедались. Мол, и льны-то будут долгими, крепкими, и дня-то горе никогда уже не окарнает – за долгое катание с масленичных гор. Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почётом, а затем выносили за околицу и сжигали. Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться на весь Великий пост.