Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:
Cлайд 3
ВИЗУАЛЫ - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. ВИЗУАЛЫ— это люди, которые «видят» окружающий мир. У них обычно высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя. При общении визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника. Около 35% из нас – визуалы.
Cлайд 4
АУДИАЛЫ - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. АУДИАЛЫ - это очень редкий тип людей. Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное - слышать его. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют 25% населения.
Cлайд 5
КИНЕСТЕТИКИ - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. КИНЕСТЕТИКИ — «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства. Среди населения кинестетики составляют 40%
Cлайд 6
ДИСКРЕТЫ - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.» Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Cлайд 7
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
Cлайд 8
Методики
Cлайд 9
Если во время разговора следить за движением глаз собеседника, можно точно определить его тип мышления. «Ключи глазного доступа»
Cлайд 10
В процессе мышления визуалы обычно смотрят в трех направлениях. Вверх-вправо, когда думают о будущем и создают образы ("Интересно, какое лицо было бы у моего мужа, если бы он узнал, что я купила это платье?"). Вверх-влево, когда думают о прошлом ("Ах, что это была за вечеринка. Просто чудо!"). Прямо перед собой расфокусированным взглядом (верный признак того, что перед Вами размышляющий визуал).
Cлайд 11
Когда аудиалы размышляют, их взгляд имеет несколько характерных направлений: В сторону-вправо - размышляя о будущем ("Интересно, что скажет мой друг, когда узнает, что я так быстро иду в гору?"). В сторону-влево - вспоминая прошлое ("Хорошо бы вспомнить, что он ответил на мои возражения..."). И... если, отвечая на Ваш вопрос о том, что было, аудиал устремляет взгляд вправо, будьте уверены: он кривит душой! Подобно визуалу, оценивающему информацию расфокусированным взглядом прямо перед собой, аудиал "переваривает сказанное" взглядом вниз-влево.
Cлайд 12
Когда кинестетики пытаются определиться со своими чувствами, их взгляд направлен вниз-вправо.
Cлайд 13
Задания. Вспомните вкус и запах кофе (мороженое). Представьте, что у вас отпуск (каникулы). Как вы его проведёте? Как выглядит розовый слон.
Cлайд 14
Ведущий палец, глаз, рука, ладонь ученика – в помощь учителю!
Cлайд 15
Ведущий палец. Если при переплетении пальцев рук в замок сверху окажется левый палец (Л), то это связано с эмоциональным складом личности, если правый (П) – с аналитическим. Ведущий глаз. Вытяните вперёд руку с поднятым большим пальцем, посмотрите обоими глазами и зафиксируйте его положение. Затем закройте левый глаз, снова его откройте и закройте правый. Ваш палец «сместился» в сторону в тот момент, когда вы будете смотреть на него ведущим глазом, ведущий правый глаз соответствует –твёрдости, настойчивости, левый – мягкости, уступчивости. Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди. Та рука, которая окажется сверху, и будет ведущей. Ведущая рука. Аплодирование. Если удары совершаются правой рукой, то она является ведущей, если левой – наоборот. Иногда аплодирование осуществляется обеими руками, но и тогда можно определить, какое аплодирование для данного человека более удобно – правое или левое.
Cлайд 16
Кто Вы: Художник или мыслитель? Цель: определение доминирующего полушария мозга и соответствующего типа личности. Инструкция: прочтите следующие утверждения и оцените свою степень согласия с ними. пользуясь одиннадцатибалльной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию -10. Если же вам несвойственны подобные категоричные ответы, то в вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. 1. У меня преобладает хорошее настроение. 2. Я помню то, чему учился несколько лет назад. 3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести её. 4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. 5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. 6. Мне трудно даётся алгебра. 7. Я легко запоминаю незнакомые лица. 8. В группе приятелей я первым начинаю разговор. 9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. 10. У меня преобладает плохое настроение.
Cлайд 17
Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам: 1,2, 5, 8, 9 (левое полушарие) 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие). 1. Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит вы принадлежите к мыслительному типу, который характеризуется преобладанием логического мышления, склонностью к теоретизированию, логическим рассуждениям. 2. Если ваш «правополушарный» результат более чем на 5 баллов превышает «левополушарный» (Л), это означает, что вы человек художественного склада. Для художественного типа характерно яркое, образное, эмоциональное восприятие мира. 3. Перед человеком , в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки.
Cлайд 18
Тест на выявление ведущего канала восприятия информации. Перед вами четыре высказывания. Они не закончены. Под каждым из них имеются четыре окончания. Обозначьте окончание, которое больше всего подходит Вам цифрой 4, которое немного хуже подходит Вам – цифрой 3 и т. д. Поставьте 1 перед окончанием, которое меньше всего подходит Вам. Проделайте это под каждым из четырех высказываний. Сосчитайте общую сумму баллов, относящихся к каждой группе, и сравните их. Больше всего баллов соответствует ведущей системе восприятия. Чуть меньше - вспомогательной системе, то есть той, которая тоже довольно активно участвует у вас в сборе информации. На третьем и четвертом местах окажутся менее приоритетные для вас системы. Но если суммы баллов по всем буквам приблизительно равны, вы умело переключаетесь с одной системы на другую, гармонично сочетаете их и в результате извлекаете максимальный объем нужной информации, что позволяет вам более верно строить поведение в общении и понимать других. (А) - аудиал (К) - кинестетик (В) - визуал (Д) –дискрет
Cлайд 19
1.Вы принимаете важные решения опираясь на... - чувства и интуицию; (К) - то, что лучше звучит; (А) - то, что лучше выглядит и более красиво; (В) - точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д) 2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет... - тон и интонации голоса; (А) - могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В) - логика его аргументации; (Д) - насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К) 3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда... - смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В) - ловите свои ощущения; (К) - выражаете это словами; (Д) - прислушиваетесь к тону своего голоса. (А)
Cлайд 20
4. Для вас самое простое... - подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А) - работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д) - выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К) - подобрать идеальные сочетания цветов. (В) 5. Лучше всего вы запоминаете... - мелодии и звуки; (А) - логические построения; (Д) - ароматы и вкус; (К) - лица, цвета, картины. (В) 6. Вы... - настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А) хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д) - очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К) - всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В)
Cлайд 21
Деление учащихся на группы по способам восприятия информации. Визуал Аудиал Кинестетик тихий, задумчивый; с трудом завязывает контакты с людьми; друзей почти нет; послушен; учится легко (успешно); любит конструктор, телевизор, компьютер; к животным равнодушен, хотя может полюбоваться; гулять не любит; очень разборчив в еде и одежде; зрелища производят сильные впечатления, но рассказывает о них мало; при переживании стресса замыкается в себе. говорит без умолку; без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми; любит слушать, когда читают или рассказывают; с трудом запоминает написание букв; непослушен; на замечания взрослых возражает; к еде и одежде равнодушен; не любит красочных зрелищ; при переживании стресса срывается на крик; не способен сосредоточиться; склонен к всевозможным угадываниям очень подвижен; главное - заниматься делом; очень самостоятелен и талантлив; все надо потрогать; хорошо воспринимает запахи; отлично развит вкус; очень любит животных Дифференциация возможна на различных этапах урока, но чаще всего используется на этапе закрепления. Рассмотрим типы заданий, которые можно предложить учащимся, и способы дифференциации учебных заданий. Визуал Аудиал Кинестетик задания предлагать в виде записей; писать карточки ярко, красиво, красочно; давать задание: найти что-то в учебнике, тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод вызвать к доске во время математического диктанта; прочитывать задание вслух учителю или родителям; давать задание сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить своему другу что-либо задания, направленные на перекладывание фишек, на рисование, моделирование, пересчет предметов
Cлайд 22
Варианты известной детской песенки, в обработке для Кинестетиков, Визуалов, Аудиалов и Дискретов. В лесу родилась елочка… Кинестетик-версия. В лесу я чую ёлочку Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, Что есть у ёлки цель. Метель, погладив елочку, Укутала снежком. Мороз об ёлку стукнулся – Умчался кувырком. Тяжелою походкою Прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – И лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, На праздник к нам пришла И массу теплой радости Детишкам принесла.
Cлайд 23
Визуал-версия. В лесу я вижу елочку Смотрю – она стоит. Гляжу и вижу – стройная, Зеленая блестит. Метель глядит на ёлочку, Очерченную ясно. Мороз увидел елочку: На вид она прекрасна. В широкой перспективе Обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего – Остался серый пень. И вот она нарядная Блистает на балу. А дети в ярких шапочках Играют на снегу.
Cлайд 24
Аудиал-версия. В лесу мы слышим песенку – То ёлочка поет. Зимой и летом, громкая, Со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку: "Спи, ёлочка, бай-бай", Мороз играл на дудочке: "Ты, слышь, не замерзай". Вокруг нее веселую Мы песенку поем. Звенит она игрушками, Так шумно мы живем!
Cлайд 25
Дискрет-ВЕРСИЯ. В лесу возникла елочка В центральной полосе. Функционально стройную Ее ценили все. Порывы ветра снежного Вводили елку в транс. Температуры низкие Случаются у нас. Прохожий озадаченный Случайно проходил - Мужчина нашу елочку Ножовкою спилил. Теперь она на празднике Работает в ДК. И стала популярною Нам темой для стиха!
Cлайд 26
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.