План урока: Человек как часть природы и общества. Потребности человека и общества. Сферы общественной жизни. Виды обществ. Сущность общества. Науки, изучающие общество.
Cлайд 2
Человек как часть природы и общества «Человек – животное общественное» Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) Человек – часть природы. Человек – особый вид, который получил название Homo sapiens («человек разумный»). Как вы понимаете данное высказывание? Запишем основные понятия:
Cлайд 3
«Эффект Маугли» Что означает данное выражение – «эффект Маугли»?
Cлайд 4
Отличия человека от животного 1. речь и мышление 2. производство и использование орудий труда Вспомним, в чем состоят наиболее существенные особенности человека, его отличия от животных. Животные Человек Произносят отдельные звуки Произносит звуки, слова, предложения Речь не связная Речь связная Не могут объяснять, анализировать, сравнивать Может решать умственные задачи Животные Человек Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления Создают различные орудия труда, машины, механизмы Не могут создать чертёж, проект Может создать чертёж, проект Некоторые могут рисовать Выполняет разнообразную работу Пользуются инстинктами Может писать, резать, пилить и многое другое
Cлайд 5
3. целенаправленная творческая деятельность Общество может изменить физические и психические черты человека. Не существует такого человека, который не испытал на себе влияние эпохи и общества, в которых живет. Связь «общество человек» имеет двусторонний характер. Что мы должны запомнить? Животные Человек Опирается на инстинкты Использует мышление Не ставят цель работы Может ставить цель предстоящей работы Не проявляет творчество Может работать творчески
Cлайд 6
Что характеризуют данные изображения?
Cлайд 7
Петр I А.С.Пушкин А.Эйнштейн Ч.Дарвин Л.Бетховен Г.Форд Как эти люди повлияли на жизнь общества?
Cлайд 8
Потребности человека и общество Только человек способен создать коллектив, который мы называем обществом. В составе общества люди приспосабливаются к природе и стараются развивать ее полезные свойства в выгодном для себя направлении. Из поколения в поколение человеческое общество непрерывно изменяется и движется вперед в своем развитии. Запишите в тетрадь основные положения.
Cлайд 9
Потребности человека биологические социальные Вспомним основные потребности человека.
Cлайд 10
Сферы общественной жизни экономическая социальная политико-правовая духовная Социальная (общественная) сущность человека: без общества невозможно стать полноценным человеком и удовлетворять свои потребности. Между сферами общественной жизни, людьми и их объединениями в обществе существуют различные взаимоотношения и взаимодействия. Общественные отношения – наиболее важные, устойчивые, повторяющиеся отношения между людьми и их объединениями в обществе. Рассмотрим, какие сферы общественной жизни можно выделить, исходя из потребностей людей. Запишем новые понятия:
Cлайд 11
Виды обществ Человеческое общество Современное российское общество Всероссийское общество культуры Общество ценителей культуры автономного края Х Общество киноманов города N Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и отношений между ними. Социальные науки (от лат. soietas – «общество») – это науки, изучающие общество. Каждая из социальных наук изучает свою область общественной жизни. Какие бывают общества? Запишем основные понятия:
Cлайд 12
Выводы: Человек связан с обществом тысячами нитей и без общества не может существовать. Значит, чтобы понять человека и себя, нам надо изучить общество. Д/з: Выучить основные положения и определения, записанные в тетради. * стр.12 №11 (подготовить сообщение)