Основные понятия Гипноз эриксоновский — гипнотическая методика (предложена М. Эриксоном, получила название "новый гипноз"), отличающаяся от традиционного гипноза отсутствием авторитарности в позиции гипнотизера. Между терапевтом и пациентом, по мнению М. Эриксона, должны устанавливаться отношения сотрудничества. Терапевт ничего не навязывает пациенту — он создает условия, позволяющие пациенту использовать свои собственные ресурсы. Один из базовых принципов Г. э. заключается в том, чтобы "встречать пациента на его собственном уровне", что подразумевает, помимо всего прочего, использование того языка, на которым говорит пациент. В отличие от многих других видов психотерапии, в которых прежде чем работать с пациентом, его необходимо обучить специальному языку данного подхода, в Г. э. терапевт обучается языку пациента и использует его в терапевтических целях. В результате психотерапевтическая работа построена таким образом, что терапия осуществляется как бы самим пациентом. В основе Г. э. лежит представление о бессознательном как источнике ресурсов, как правило, недоступных в бодрствующем состоянии. Гипноз рассматривается как способ психологического функционирования, обеспечивающий доступ к этим ресурсам. В состоянии гипнотического транса, который определяется М. Эриксоном как состояние повышенного осознания, человек способен осуществлять психологическое переструктурирование, позволяющее ему преодолеть выученные ограничения и использовать свой собственный незадействованный потенциал.
Cлайд 3
В традиционном гипнозе принято считать гипнабельными около 30% людей; в Г. э. проблема гипнабельности снимается — практически каждый человек может быть введен в гипнотический транс, поскольку так называемое "сопротивление" также используется в качестве элемента терапевтической ситуации. Если в традиционном гипнозе пациент находится "под гипнозом", то в Г. э. он находится "в гипнозе" (Ж. Келе). Традиционный гипноз принято отождествлять со сном, Э. г. считается активным состоянием, во многих отношениях отличающимся от физиологического сна.
Cлайд 4
Некоторые авторы различают транс и гипноз: транс рассматривается как состояние, а гипноз — как процесс, помогающий войти в это состояние. Мы используем термины «транс» и «гипноз» как синонимы. Транс — это такой способ психического функционирования, при котором задействованы и сознательный, и бессознательный уровни. Это — опосредующее звено между двумя типами психического функционирования.
Cлайд 5
Понятия транса Условно трансы можно разделить на: 1) трансы повседневные 2) трансы усиленные и 3) трансы сомнамбулические. «Транс – это такой тип функционирования, который вовлекает одновременно уровни сознательного бессознательного (Erickson & coll., 1976) и является медиатором между ними… В своем крайнем выражении глубокий транс – это такой уровень гипноза, который позволяет пациенту целенаправленно и непосредственно действовать на бессознательном уровне, без вмешательства сознания» (Erickson & coll., 1980, I).(10)
Cлайд 6
Возможности трансовых состояний В трансе можно: решать проблемы и находить ответы; получать доступ к необходимым эмоциям и состояниям; отдыхать и расслабляться; ставить цели и программировать мозг на конкретные действия; учиться. Отличие эриксоновского гипноза в том, что все то же самое можно сделать легко и просто. Без скидок на какие-либо особые способности или гипнабельность.
Cлайд 7
Гипноз: классический и эриксоновский Традиционный/директивный гипноз 1. Используется авторитарный подход, в контексте которого гипнотизер выступает как властная фигура. 2. Применяются прямые внушения. Например: «Начиная с этого дня, вы больше не будете пить, курить, переедать и пр.». 3. Гипноз рассматривается как особое состояние, в которое погружаются под влиянием гипнотизера. 4. Наведение транса – это «ключ» к входу в иное состояние, и этот «ключ» находится в руках гипнотизера. 5. Культивируется подчинение. 6. Что-либо настойчиво внушается человеку. 7. Гипнотизер полагает, что имеет власть над другими людьми и верит в это. Эту установку, он активно стремится передать клиенту, убедить его в этом. Эриксоновский гипноз 1. Используется «дозволяющий», «разрешающий» подход. На сеансах клиенту многое позволяется, и практически ничего явно не запрещается. 2. Употребляются косвенные внушения. 3. Транс рассматривается как особый тип психического функционирования, в который вступают в процессе диалога/сотрудничества. 4.Человек принимает определенную установку, из которой вытекает все его поведение. 5. Культивируется освобождение и трансдеривационный поиск. 6. Что-то «извлекается» из сознания, памяти, опыта пациента. Идёт апелляция к имеющимся ресурсам. 7. Эриксоновский гипнотерапевт стремится создать парадоксальную установку: «Я помогу вам обрести власть над самим собой».
Cлайд 8
В традиции эриксоновского гипноза к бессознательному относятся как некой «высшей сущности, хранилищу возможных программ», которые клиенту и надлежит использовать для обучения новым эффектным паттернам реагирования и поведения. «Согласно Эриксону, приближающемуся в этом к концепции Куэ (1915) и Бодуэна (1951), наше бессознательное действует разумно и целенаправленно, но не явно для нас, организуя наше поведение. По Бодуэну и Куэ для этого в большинстве случаев достаточно способности нашей психики создавать образы. Для нас средством выбора является гипноз».(12) Когда Эриксона спрашивали, что такое гипноз, он неизменно отвечал: "Гипноз - это передача образов."
Cлайд 9
Если не углубляться в исторические экскурсы, то можно сказать, что гипноз - это методы работы напрямую с бессознательным человека. Минуя сознание: игнорируя, отвлекая, отключая, подавляя... Идея этой работы предельно проста: бессознательное - это тот самый босс, с которым и стоит общаться на тему решения различных вопросов. Бессознательное может все. А сознание уже сделало все, что могло, еще до прихода к гипнотизеру. Теперь оно только мешается. Поэтому нужно максимально ослабить его влияние. Что и делает гипнотизер.
Cлайд 10
Ааааааааааааааааааааа Но эту задачу разные гипнотизеры решают по-разному. Есть маги. Эти люди полагают, что они обладают некими сверхспособностями или же знанием сверхтехнологии, и это дает им власть управлять умами людей. И пока их клиенты верят в магические способности оных авторитетов, те с легкостью их гипнотизируют. К этой категории можно с легкой совестью отнести шаманов всех мастей, особо успешныхрелигиозных деятелей, духовных учителей, экстрасенсов, цыган, эстрадных гипнотизеров, некоторых НЛПеров . Их сила - в мифах, их окружающих. В людской молве. Еще есть классификаторы - специалисты по выявлению людей, склонных подчиняться и склонных к вхождению в измененные состояния сознания. Они утверждают, что некоторые люди могут быть подвергнуты гипнозу (гипнабельные, гипнотабельные), некоторые - нет. С одними клиентами они творят чудеса, с другими даже и пытаться не станут. Подобное творится в медицинском гипнозе, в психиатрии, в психологии и прочих признанных официальной наукой и статистикой областях. А еще есть эриксонианцы. Они твердо знают, что не существует сопротивляющихся клиентов - есть сопротивляющиеся терапевты. Для них - все гипнабельны. А состояния, вызываемые с помощью гипноза - трансовые состояния - это вообще обычное дело. И каждый человек бывает в трансе по много раз на дню. Но эту задачу разные гипнотизеры решают по-разному. Есть маги. Эти люди полагают, что они обладают некими сверхспособностями или же знанием сверхтехнологии, и это дает им власть управлять умами людей. И пока их клиенты верят в магические способности оных авторитетов, те с легкостью их гипнотизируют. К этой категории можно с легкой совестью отнести шаманов всех мастей, особо успешныхрелигиозных деятелей, духовных учителей, экстрасенсов, цыган, эстрадных гипнотизеров, некоторых НЛПеров . Их сила - в мифах, их окружающих. В людской молве. Еще есть классификаторы - специалисты по выявлению людей, склонных подчиняться и склонных к вхождению в измененные состояния сознания. Они утверждают, что некоторые люди могут быть подвергнуты гипнозу (гипнабельные, гипнотабельные), некоторые - нет. С одними клиентами они творят чудеса, с другими даже и пытаться не станут. Подобное творится в медицинском гипнозе, в психиатрии, в психологии и прочих признанных официальной наукой и статистикой областях. А еще есть эриксонианцы. Они твердо знают, что не существует сопротивляющихся клиентов - есть сопротивляющиеся терапевты. Для них - все гипнабельны. А состояния, вызываемые с помощью гипноза - трансовые состояния - это вообще обычное дело. И каждый человек бывает в трансе по много раз на дню.
Cлайд 11
Если, говорить об этапах и специфических приемах гипнотического наведения, то здесь следует выделить следующее. Первое, что делает эриксоновский гипнотерапевт – осуществляет подстройку. «Во время подстройки к текущему опыту клиента цель гипнотизера – подстроиться настолько успешно, чтобы он начал направлять опыт клиента».(13) Для этого используется «отзеркаливание» клиента, прием, когда терапевт занимает похожую, «отражающую» позу в пространстве, дышит в такт и говорит на выдохе клиента.
Cлайд 12
Другой особенностью, значительно определяющей эриксоновский подход к гипнотерапевтическим интервенциям, являются косвенные внушения во всём их возможном многообразии. При помощи таких конструкций, бессознательному клиента (в обход сознательного контроля) прививаются мысли, способные спровоцировать позитивные изменения. Одним из таких способов является «последовательность принятия», то есть прием, заключающийся в том, что человеку дается ряд аксиоматичных высказываний, подразумевающих ответ «Да». После того, как у пациента создается внутренняя установка на «да», возникает своеобразная инерция, вследствие которой он без сопротивления принимает внушение терапевта. Однако, надо сказать, что в отличие от традиционного гипноза, когда индукцию сопровождает множество монотонных повторений и/или пассов, в эриксоновской традиции гипноз приобретает вид беседы, сохраняющей структурность. Ещё одним системообразующим элементом эриксоновской гипнотерапии является «импликация», то есть некое подразумевание или «пресуппозиция». Суть импликации заключена в том, что то, что терапевт хочет внушить упоминается как нечто само собою разумеющееся. Например: «Постарайтесь не входить в транс, пока не устроитесь удобнее в кресле». Импликации используются и для активизации различных гипнотических феноменов, таких как каталепсия или левитация руки. – «Интересно, какая рука начнет у вас подниматься первой, левая или правая?» (подразумевается, что рука начнет подниматься).
Cлайд 13
Необходимо отметить, что депотенциализации сознательных процессов (речь идет о приемах переключающих внимание клиента с внешне ориентированного - на внутренне ориентированное) эриксоновские гипнотерапевты используют самые разные способы. В частности здесь можно говорить об отвлечении, психическом насыщении, шоке, или же создании замешательства. Поскольку коммуникация в гипнозе обращена, в основном, к «содержимому» правого полушария, для гипнотерапевта важно перевести закольцованный рефлексивный внутренний диалог клиента на поиск и обнаружение полезных паттернов реагирования. Разрушение же привычных шаблонов способствует достижению этой цели. Но, как бы то ни было, по справедливому замечанию Эрнста Росси, сам по себе «транс не обеспечивает принятие внушений». Для того, чтобы лучше понимать примерную структуру микродинамики наведения транса и внушения, можно обратиться к положениям, изложенными Эриксоном, Эрнстом и Шейлой Росси в книге «Hypnotic Realities» (1976). В рамках этого анализа было выделено пять следующих принципиальных для эриксоновского гипноза аспектов: 1) Фиксация внимания 2) Депотенциализация установок сознания 3) Бессознательный поиск 4) Бессознательные процессы 5) Гипнотический отклик (16)
Cлайд 14
По словам Эриксона: «Задача врача состоит не в том, чтобы обращать пациента в нужную веру с помощью его принципов и понятий. Ни один пациент не может реально понять и принять понятия врача, и ему это не нужно. Что нужно, так это создание терапевтической ситуации, позволяющей пациенту использовать свои собственные мысли, свои собственные понятия, свои собственные эмоции таким путем, который наилучшим образом подходит к его схеме жизни».
Cлайд 15
В рамках уже упомянутых косвенных внушений, Милтон Эриксон (равно как и его последователи) любил использовать метафоры. Поскольку метафоры, притчи, повести о жизни друзей, знакомых и знаменитостей не воспринимались клиентами как терапевтические интервенции, Эриксон легко мог встраивать в эти рассказы разнообразные внушения, обходя сознательный контроль и защиты. Вместе с тем приемы, используемые Эриксоном, нередко заставляли клиентов идентифицироваться с героями его рассказов. Для этого, Эриксон, после того как определял «класс проблем» и «класс решений», делал свою метафору изоморфичной. Например, если девочка в реальной жизни страдала энурезом, то в контексте метафоры или волшебной сказки, щеночек мог испытывать схожие проблемы. Разумеется, метафоры широко используются в психотерапии и без гипноза, однако особе значение они получают именно в гипнозе, так как «метафорический язык является по преимуществу языком правого полушария». (Erickson & Rossi, 1979)… «В метафоре содержится явное послание, удерживающее внимание на сознательном уровне; более важным является второй смысл, который, как и в юморе, «продвигается» независимо и скрыто. Этот второй смысл, будучи связан с проблемами пациента, может способствовать развитию осознавания, но прежде всего он создает возможность психического упорядочивания. Он позволяет достичь психических уровней, к которым сознание не имеет доступа».(20)