Лекция по курсу «Общая теория права» на тему: Право в системе социального регулирования
Cлайд 2
Вопросы темы: социальные и технические нормы; право и мораль; право и обычай; право и корпоративные нормы; право и религиозные нормы.
Cлайд 3
Рекомендуемая литература: Дробязко С.Г., Козлов B.C. Общая теория права. - Мн., 2005. Общая теория права / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. - М., 1995. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4. - М., 1965. Дробницкий О.Т. Понятие морали: Историко-критический очерк. - М., 1974. Вундт В.О развитии этических воззрений. - М., 1986. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2. - СПб., 1994. Нерсесянц B.C. Философия права. – М., 2003.
Cлайд 4
1. Социальные и технические нормы Все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы: технические социальные
Cлайд 5
Правила, регулирующие поведение людей, социальных групп, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.
Cлайд 6
технические нормы: регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».
Cлайд 7
Характеристики социальных норм: они определяют границы возможного и должного поведения они стандарт поведения, типичный для данного времени это ориентир в выборе социально-одобряемого поведения являются средством контроля за поведением людей их цель – организованность в общественных отношениях формируются в процессе жизнедеятельности людей
Cлайд 8
Виды социальных норм: нормы морали нормы права обычаи и традиции религиозные нормы корпоративные нормы
Cлайд 9
санкциями Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования. Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми. Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станции, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п.). Некоторые из них снабжены
Cлайд 10
2. Право и мораль Право и мораль – основные социальные регуляторы поведения человека. Мораль – нравственность, совокупность духовных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Право и мораль имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
Cлайд 11
Общие черты: это основные регуляторы поведения являются социальными нормами и обладают нормативностью выступают мерой свободы индивида одна цель – регулирование поведения людей для развития общества основаны на справедливости
Cлайд 12
Различия между нормами морали и нравственности В пределах одной страны может существовать только одна правовая система. Мораль же может быть разнородна. Мораль формируется раньше права, правового сознания и государственной организации общества. Мораль появляется вместе с обществом, а право – с государством.
Cлайд 13
Нормы морали регулируют более широкую сферу общественных отношений, чем право. Нормы морали могут регулировать отношения, которые не подаются внешнему контролю. Правовые нормы возникают в процессе юридической и законодательной практики, функционирования институтов общества и государства. Мораль формируется в духовной сфере жизни общества и не отделима от общественного сознания. Правовые нормы как закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения и т.д.). Моральные же нормы содержатся в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т.п.
Cлайд 14
Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Суть действия моральных норм состоит в формировании общих принципов, внутренних убеждений и установок желательного поведения (будь вежлив и др.). Специфику способов и методов обеспечения юридических норм усматривают в их связи с государственным принуждением. Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т. д.
Cлайд 15
3. Право и обычай Обычай - правило поведения, которое в результате многократного длительного применения вошло в привычку людей и регулирует общественные отношения.
Cлайд 16
Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права.
Cлайд 17
Разновидностью обычаев считаются традиции, возникновению которых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать их становлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Деловые обыкновения – обычаи, выработанные в процессе деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующие в единстве с правовыми нормами.
Cлайд 18
К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как достаточно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалы. Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название правила церемонии (церемониал).
Cлайд 19
Три вида взаимодействия права и обычая: Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев Юридические нормы безразличны к обычаям (они связаны главным образом с бытовым поведением людей)
Cлайд 20
Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в общественных объединениях, распространяющиеся на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данных объединений. 4. Право и корпоративные нормы
Cлайд 21
Предметом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они «принадлежат» к структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних.
Cлайд 22
В связи со сказанным важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Последние, хотя действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Т.е., в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы.
Cлайд 23
5. Право и религиозные нормы Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.
Cлайд 24
В некоторых случаях они выступают в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы).
Cлайд 25
Спасибо за внимание!
Cлайд 26
http://prezentacija.biz/ Отличные ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ для всех.