С 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в вузы ЕГЭ стал обязательным. Для того, чтобы ЕГЭ по обществознанию написать на максимально возможный балл, необходимы комплексные знания по восьми содержательным линиям курса, в том числе и по теме «Социальные отношения».В данном содержательном разделе обществоведческого курса проверяется знание социологического минимума, без которого нельзя представить современную социологию. В том числе и понятия «социальный статус» и «социальные роли»
Cлайд 3
Введение В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида.
Cлайд 4
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.
Cлайд 5
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учиться оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
Cлайд 6
Социальные роли по Парсонсу Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами – например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
Cлайд 7
Социальные роли по Парсонсу Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
Cлайд 8
Социальные роли по Парсонсу Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.
Cлайд 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В конце нашего занятия давайте еще раз повторим основные положения: Социальный статус-это положение, которое занимает человек в социальной структуре общества. Различают - предписанные( или прирожденные) социальные статусы, они не зависят от личных качеств человека, даны от рождения( пол, расовая принадлежность) достигаемые( или приобретаемые) социальные статусы, которые требуют собственных усилий личности( получение образования, овладение профессией) 3. Социальную роль определяют как совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в данном обществе.
Cлайд 10
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Какой статус относят к предписанному статусу? 1) водитель 2) студент 3) мужчина 4) депутат 2. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе: «Характеризуя положение человека в обществе, которое определяется его возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией, мы говорим о его…». Ответ:______________________ 3. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. социальные роли человека определяются его социальным статусом Б. принятие социальной роли носит личностную окраску 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
Cлайд 11
ОТВЕТЫ 1-3 2-социальном статусе 3-3 УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!