Задание: Для определения главных и второстепенных целей и задач человека психологи используют следующий тест. Вам необходимо нарисовать дерево, корнем которого будет момент вашего рождения, стволом – вся дальнейшая ваша жизнь, ветвями – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни. В качестве вершины необходимо обозначить то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Откройте тетради и нарисуйте свое Дерево жизни.
Cлайд 2
Подведем итоги… Вы убедились, что веток на вашем дереве много, но самыми главными являются ветки, связанные с вашей трудовой деятельностью и семейным положением. Но все ли мы знаем о них? Особенно с точки зрения закона?
Cлайд 3
Урок № 14 Тема урока: «Труд с точки зрения закона».
Cлайд 4
Цели и задачи: Объяснить значение понятий: «работодатель», «работник», «трудовой договор», «права» и «заработная плата». Выяснить, как в трудовом, гражданском законодательствах представлены и защищены права взрослых и несовершеннолетних Переносить ранее полученные знания на изучение нового материала анализировать, сравнивать, участвовать в дискуссии; Работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации; Выражать свое отношение к трудовой деятельности человека как деятельности, полезной для общества и личности.
Cлайд 5
План проведения занятия: 1. Право на труд 2. Трудовой договор 3. Право на отдых и социальное обеспечение 4. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних
Cлайд 6
Введение в новый материал С детства, слушая сказки, которые вам читали ваши родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.
Cлайд 7
Задание: Внимательно прочитайте приведенные пословицы и ответьте на вопросы: Лентяй да шалопай – два родных брата Хочешь есть калачи – не лежи на печи Труд человека кормит, а лень портит Вопросы к классу: - Объясните смысл пословиц - О каком отношению к труду говорит народная мудрость? - Каким образом передавался жизненный опыт людей? - На примере этих пословиц попытайтесь самостоятельно сформулировать те правила, которые предписывали и обучали.
Cлайд 8
1. Право на труд. Что же такое «труд»? Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России
Cлайд 9
Запоминаем… Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях. Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них – Конституция РФ.
Cлайд 10
Задание группам по методу «Один – вдвоем – вместе»: Рассмотреть статью 37 Конституции РФ и дать характеристику праву на труд Вопросы к документу: 1. Какая статья Конституции Российской Федерации дает характеристику права труда? 2. О каких принципах использования труда в ней говорится?
Cлайд 11
Право на труд Свободен Доброволен Безопасен Право на отдых Оплачиваем Право на разрешение споров
Cлайд 12
Запоминаем… Чтобы нам легче было ориентироваться в запутанной стране Закона, давайте обозначим основные понятия трудового законодательства: Работодатель – тот, кто предлагает работу. Работник – тот, кто выполняет работу. Трудовой договор (контракт) – документ, который определяет порядок и условия работы, размер и формы оплаты труда и т.д.
Cлайд 13
Задание: Прочитайте пункт 2 § 12 и Познакомьтесь с основными положениями Трудового законодательства России. Помните, что проверка выполнения задания будет необычной.
Cлайд 14
Ролевая игра «На приеме у юриста» Первая группа будет исполнять роль адвокатов-консультантов, которые проводят прием граждан по трудовым вопросам. Поэтому внимательно изучите положения закона о труде. Вторая группа будет выполнять роль граждан, которые пришли к юристам за помощью в решении трудовой деятельности. Вам необходимо продумать вопросы, с которыми вы можете прийти в Юридическую консультацию.
Cлайд 15
Предлагаемый список вопросов: С какого времени можно начинать трудовую деятельность в Российской Федерации? Какие обязанности несет работодатель перед работником? На какие положения Трудового договора следует обращать внимание при приеме на работу? Каков порядок приема на работу? Каким образом закон регулирует продолжительность работы? Опишите подробно по возрастным категориям? Каким образом закон защищает людей от безработицы? Как работает служба занятости? Опишите порядок увольнения? Что такое дисциплина труда? Как наказывают за нарушения дисциплины труда? Дайте консультацию относительно права работника на отпуск. В какие праздничные дни работник имеет право на отдых? Что значит право на социальное обеспечение? Кто имеет на него право?
Cлайд 16
3. Право на отдых и социальное обеспечение Запомните! Продолжительность рабочего времени регулируется Трудовым кодексом. В Российской Федерации рабочее время: Не более 40 часов в неделю 8 часов в день при 5-дневной рабочей неделе
Cлайд 17
Запомните! Трудовой кодекс предусматривает время отдыха, которое включает: Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня; Предоставление одного (при 6-дневной рабочей неделе) или двух выходных дней (при пятидневной рабочей неделе) Предоставление всем работникам ежегодного отпуска На время отпуска сохраняется рабочее место, должность и средняя заработная плата Минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней. В Российской Федерации законом установлены праздничные дни
Cлайд 18
Запомните! По достижении пенсионного возраста: У женщин 55 лет, У мужчин 60 лет граждане получают право на пенсию. Социальное обеспечение предоставляется и тем, кто является: Инвалидом Получил трудовое увечье Не может самостоятельно зарабатывать себе на жизнь
Cлайд 19
4. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних На прошлых уроках мы затрагивали тему трудового воспитания подростков. Что же по этому поводу говорит Закон? Давайте познакомимся. Задание: Познакомьтесь с памяткой «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву».
Cлайд 20
Памятка «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву» Трудовая правосубъектность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет. Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения. Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время. Данным лицам запрещается торговля спиртными напитками и табачными изделиями. Применение их труда в игорном бизнесе, в ночных клубах. Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа, работа в ночное время и выходные дни. Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время. Данные работники подлежат ежегодному обязательному медосмотру. Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной – по установленным расценкам.
Cлайд 21
Обсуждаем… Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда несовершеннолетних? Свою позицию объясните.
Cлайд 22
Подведение итогов занятия 1. Что нового мы узнали на сегодняшнем занятии? 2. Соедините понятия в логические группы: Отпуск Право на жилье Работодатель Медицинская помощь Трудовой договор Увольнение Налоги Работник.
Cлайд 23
Решите правовые задачи Саша, 13 лет, устроился на работу почтальоном на весь год Нарушен ли закон? Почему?
Cлайд 24
Решаем правовые задачи Маша, 14 лет, договорилась в устной форме о работе по раздаче рекламы летом Нарушен ли закон? Почему?
Cлайд 25
Решаем правовые задачи Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день Нарушен ли закон? Почему?
Cлайд 26
Решаем правовые задачи Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору по 4 часа в день с двумя выходными в неделю Нарушен ли закон? Почему?
Cлайд 27
Домашнее задание: Выучите § 12 учебника; сформулируйте вопросы о правовом регулировании трудовой деятельности несовершеннолетнего и задайте его адвокату. При этом опишите ситуацию, которая потребовала правовых знаний.