КУЛЬТУРОЛОГИЯ (в т.ч. Эстетика) Литература: 1. Учебно-методический комплекс «Культурология». - Минск, МИУ, 2004. 2. Учебно-методический комплекс «Культурология. Эстетика». - Минск, МИУ, 2006. 3. Радугин А.А., Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах. - М., 2001. 4. Культурология. Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 1999.
Cлайд 2
ТЕМА: ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СТАТУС КУЛЬТУРОЛОГИИ. 1. Основные подходы к определению культуры. 2. Культурология как наука. 3. Эволюция представлений о культуре в истории европейской философии.
Cлайд 3
Подходы к определению культуры: Ценностный. Согласно данному подходу культура рассматривается как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Нормативный, согласно которому содержание культуры составляют нормы, правила, стандарты поведения и стереотипы мышления.
Cлайд 4
Дидактический подход. Рассматривает культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически). Семиотический подход. Данный подход определяет культуру как совокупность знаков, текстов. Психологический подход. Указывает на связь культуры с психологией поведения людей и видит в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
Cлайд 5
Социологический. Согласно данному подходу культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Cлайд 6
ВОПРОС №2. Культурология наука междисциплинарная, интегративная. Как отрасль гуманитарного знания культурология связана с такими общественными науками как: Философия (философия культуры); История (история культуры); Социология (социология культуры); Антропология (антропология культуры). Предметом культурологии выступает культура как особый, присущий только человеку способ жизнедеятельности, который раскрывает себя исторически
Cлайд 7
Культурология изучает: Культурные аспекты различных сфер общественной жизни (политической, экономической и т. д.); Особенности и достижения тех культур, которые составили основу развития мировой культуры (культуры Древнего мира, культуры Востока, античная культура, средневековая культура и т. д.), а также культуры различных этносов и наций; - Тенденции и перспективы развития современной культуры.
Cлайд 8
Этапы становления культурологии как области научного знания: Этнографический (1800 - 1860) Эволюционистский (1860 - 1895) Исторический (1895 - 1925)
Cлайд 9
В культурологии применяются следующие методы анализа культуры: Эволюционный; Сравнительно-исторический; Цивилизационно-типологический; Системный.
Cлайд 10
Основные задачи культурологии: Анализ культуры как системы культурных феноменов; исследование ментального содержания культуры; выявление связей между элементами культуры; исследование типологий культур; разрешение проблем социокультурной динамики.
Cлайд 11
Факторы, определившие возникновение культурологии: Осознание человечеством большого разнообразия культур, а также того, что каждая культура уникальна и неповторима. Осознание человечеством многочисленных кризисных явлений в культуре ХХ века. 3. Стремление человечества выработать единые духовные ориентиры, создать условия для прогрессивного развития общества и его культуры.
Cлайд 12
ВОПРОС №3. Культурология как наука, окончательно оформившаяся в 20 веке, опирается на определенную философскую традицию. Для европейской культурологии основные исторические этапы данной традиции составляют Античность, Средние века и Новое время.
Cлайд 13
Античная философия. Древнегреческая традиция. Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается в философии софистов (Протагор, Горгий), а также в философии Сократа. В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание, образование). Культура как процесс воспитания и образования предполагала культивирование в человеке религиозности, патриотизма, гражданственности, свободы.
Cлайд 14
Римская традиция: В переводе с латинского, культура обозначает процесс обработки, возделывания земли, преобразования природы, с целью ее изменения. Впервые термин «культура» («culture») употребили римский писатель Катон, а также оратор Цицерон.
Cлайд 15
Эпоха Средневековья (5-15 века). В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение. Осмысление культуры приобретает богословское звучание. Богословы эпохи Средневековья (Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский) полагали, что: культура возникает через осознание человеком духовного родства с Богом, через духовное самосовершенствование. В основе средневекового представления о культуре лежит аскетический идеал личности (в его основе – образ человека духовного, страдающего, жаждущего искупления своих грехов).
Cлайд 16
Философия эпохи Нового времени (17- первая пол. 19 века) складывается под влиянием новаций и идей эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм). Идеи и ценности, определившие понимание культуры в философии эпохи Нового времени: приоритет научного знания; идеалы гуманизма (признание человека высшей ценностью общественного развития); идея прогрессивного развития общества автономность морали и личности по отношению к религии. В философии эпоху Нового времени формируется «классическая модель культуры» (И. Кант, Г. Гердер).
Cлайд 17
«Классическая модель культуры» – культура это результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных отношений.