Массовая культура Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»города Валуйки Белгородской области Урок обществознания в 11 классе (профильный уровень) Учитель истории и обществознания: Гительман В.Л Данная презентация содержит материал для урока-лекции. В ходе поэтапного закрепления используются задания в форме ЕГЭ (2 часть). На изучение данной темы отводится 2 часа учебного времени
Cлайд 2
План: 1) Культурное многообразие: А) народная культура Б) элитарная культура 2) Массовое общество и «человек массы» 3) Сущность и особенности массовой культуры: А) общедоступность Б) занимательность В) серийность, тиражируемость Г) пассивность восприятия Д) коммерческий характер 4) Массовая культура в России 5) СМИ и массовая культура 6) Споры о значении массовой культуры
Cлайд 3
1.Культурное многообразие Народная культура: «фольклор» -19 в. Дж. Томсон (английский археолог)- народная культура Направления: -устное народное творчество -хореография -песенное творчество -кукольный театр -прикладное искусство Особенности: -социальные и культурные ценности, которые складывались веками -не знает разделения на создателей и потребителей - несет своеобразие народа
Cлайд 4
1.Культурное многообразие Элитарная культура: -получила распространение в городах -создавалась привилегированной частью общества, либо по ее заказу -относят прежде всего к произведениям искусства , литературы, музыки Причины отчуждения от народной: (до появления массовой) Недоступность в материальном отношении Неграмотность основной массы «Окрыленный народ Белинского и Гоголя с базара понесет» (Н.А. Некрасов)
Cлайд 5
Особенности: Требует определенного уровня образования Широкого культурного кругозора Развитого эстетического чувства Предполагает дистанцию от зрителя Торжественное оформление концертных залов
Cлайд 6
Применяем знания на практике: 32.* *Тип задания в формате ЕГЭ
Cлайд 7
Предпосылки создания массовой культуры: Переход к стандартизации индустриального общества Появление социально значимого свободного времени Возникновение спроса на досуговые товары и услуги Развитие образование привело к появлению обширной читательской аудитории и появлению жанра массовая литература Развитие СМИ 2) Массовое общество и «человек массы»
Cлайд 8
Характеристика «человека массы» 1)н. XX в. «человек без лица» (Ортега-и-Гасет) –рост жизненных запросов -враждебная неблагодарность ко всему 2) Сер XX в.- благонамеренная часть общества 3) н.XXI в.- демассификация
Cлайд 9
Применяем знания на практике: 33.* *Тип задания в формате ЕГЭ 1 вариант 2 вариант
Cлайд 10
3.Особенности массовой культуры 1) Общедоступность (доступность и узнаваемость) Понятие «массовая культура» неравнозначно понятию «плохая культура». 2.Занимательность ( обращение к эмоциям, которые интересны и понятны большинству людей) 3) Серийность (выпускаются в больших количествах, рассчитаны на потребление массой) 4) Пассивность восприятия (не требуют от зрителя усилий (особенно экранные жанры) 5) Коммерческий характер-предназначены для продажи Создаются профессионалами Больше рынок покупателя, чем продавца( но и продавцы стараются формировать спрос) Показатель спроса-рейтинг (замеры отношения аудитории)
Cлайд 11
4.Массовая культура в России Этапы становления и развития: 1)XIX в- период зарождения Факторы: -промышленный подъем (массовое производство и потребление) Новые виды искусства (дизайн) Многотиражные газеты Популярные жанры литературы, танцы, массовые гулянья Появление нового зрителя Искусство становиться публичным (но потребности мало изучены) -
Cлайд 12
2.1920-1930-е гг Факторы: Изменение строя Индустриализация Особенности: Ориентировалась на потребности низшего класса Сохраняла ценности доиндустриального общества Смешение индустриальных и политико-агитационных мотивов (массовое оформительское искусство)
Cлайд 13
3.1920-1950-е гг Создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая массовая культура 4. 1960-1980 ег Факторы: Типовое жилищное строительство Массовое телевещание Особенности: Меньшая зависимость от коллективных сфер, большая зависимость от товаров массового потребления Новые виды досуга (туризм, клубы по интересам и т.д. Знакомство с западной культурой (фестивали)
Cлайд 14
5. Современный этап Особенности: Наличие противоположных ценностей Создает неоправданно-высокий уровень социальных притязаний Складывается особая деловая этика и т.д. Отличия от Западной культуры: Слабое использование новейшей компьютерной культуры Современные стандарты являются достоянием узкого круга лиц 3) Коммерческая реклама западных производителей рассчитанная на средний класс, больше присуща элитарному. Общее с западной-широкое распространение визуальных жанров
Cлайд 15
Применяем знания на практике: 33.* *Тип задания в формате ЕГЭ 1 вариант 2 вариант
Cлайд 16
5.СМИ и массовая культура СМИ-это каналы массовой культуры Этапы: XVII в- появление газет, журналов XIX в разделение на качественную и массовую XX в- радио, телевидение (СМИ-четвертая власть) XXI в -интернет
Cлайд 17
Роль СМИ в условиях глобализации Способствует утрате культурного своеобразия народов, создание глобальных газет Рост местной прессы (специализация) Сокращение бульварных газет, рост развлекательных еженедельников, спрос на серьезные. Телевидение – влиятельная культурная сила Коммерциализация СМИ
Cлайд 18
Общие тенденции (на Западе и в России) -Рост влияния региональных СМИ Отличия: -Отсутствует сокращение бульварной прессы
Cлайд 19
Поддержка: 1) Не верно подменять массовую культуру понятием плохая культура 2) В доступности- проявление демократизма 3) Благодаря массовой доступными становятся элитарная и народная
Cлайд 20
Применяем знания на практике: 33.* *Тип задания в формате ЕГЭ 1 вариант 2 вариант 4.Как связаны СМИ и массовая культура? Как меняется роль СМИ в процессе глобализации? Назовите общие и отличные тенденции развития СМИ в России и на Запада на современном этапе.
Cлайд 21
Критика: Тиражируя девальвирует народную и элитарную Снижает культурный уровень Нацеливает на потребительство, пассивное восприятие Насаждает ложные ценности Идеология коммерческого успеха Тиражирование ведет к опошлению 6) Споры о значении массовой культуры
Cлайд 22
Применяем знания на практике: 34.* *Тип задания в формате ЕГЭ 1 вариант 2 вариант
Cлайд 23
Применяем знания на практике: 35.* *Тип задания в формате ЕГЭ
Cлайд 24
Домашнее задание П. 35- читать ,выучить тезисы урока решать задания на сайте «Решу ЕГЭ. ру» по теме «Духовная культура»
Cлайд 25
Литература Обществознание.11класс.: учебник для общеобразоват. учреждений: профильный уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова,-М: Просвещение,2010 С.354-369