Цели и задачи урока На занятии мы будем объяснять понятия «мировое сообщество», «научно-техническая революция», «мегаполис», «социальное неравенство», «Интернет», «информационная революция». Дадим характеристику современному обществу, проанализируем его положительные и отрицательные стороны, обсудим роль технического прогресса в развитии человеческого общества. Будем продолжать учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения. В ходе урока постараемся выразить свое отношение к миру предпринимателей и задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов.
Cлайд 3
План изучения нового материала: Современное производство, его отличительные черты. Состав современного общества. Проблемы, связанные с современным производством. Экономика, ее роль в жизни общества.
Cлайд 4
Задумаемся… Что же представляет собой современное общество? Чем мы можем гордиться, и, наоборот, какие проблемы необходимо срочно решать человечеству в современном мире? Об этом мы и поговорим на уроке.
Cлайд 5
1. Современное производство и его отличительные черты Задание: работая с материалом параграфа и дополнительным материалом, дайте характеристику современному обществу, выполните задания и ответьте вопросы.
Cлайд 6
Вопросы к классу: Каковы прогнозы современных ученых о будущем человеческого общества? Назовите признаки современного общества. Какие отрасли производства сегодня лидируют? Как изменился характер труда современных людей? Как организован контроль за надомными работами? Охарактеризуйте состояние развития телевидения и телефонной связи. Каковы планы на будущее у данных отраслей производства? О каких новых изобретениях вам стало известно в ходе урока? Какой вывод делает автор учебника?
Cлайд 7
Задание: Перечислите, какими техническими средствами вы уже умеете пользоваться. Как вам помогает техника? Техника Как помогает в жизни
Cлайд 8
2. Состав современного общества В ХХI веке большинство населения земного шара проживает в городах. С чем это связано? Почему символом нашего времени стали мегаполисы? Какую роль при этом играет сельскохозяйственный труд? Дайте характеристику состава и интересов людей современного общества.
Cлайд 9
Сделаем выводы… Состав современного общества Это люди различных профессий: программисты, менеджеры, дизайнеры и т.д. Главные требования: высокий уровень знаний, умений, профессионализм и ответственность. Современный человек имеет огромные возможности для интересной и достойной жизни.
Cлайд 10
3. Проблемы, связанные с современным производством К сожалению, не все так гладко и безоблачно на современном небосклоне. Каковы же последствия перехода к новому производству? Как ощущает себя в нем человек?
Cлайд 11
Задание: Сыграем в игру, которая называется «Дебаты». Я сейчас познакомлю вас с двумя позициями относительно технического прогресса. Ваша задача: 1. Разделившись на группы, отстаивать определенную точку зрения. 2. Постараться переубедить противоположную сторону в свою пользу.
Cлайд 12
Позиция первая: «Техника помогает человеку жить легко и интересно. Самолеты и поезда переносят людей в любую точку света. Кухонные комбайны освобождают домашних хозяек от домашней работы. Телевизор рассказывает и показывает, что происходит в мире».
Cлайд 13
Позиция вторая: «Да, это так. Но компьютеры для многих заменяют общение с другими людьми. Отходы от производства загрязняют воздух и воду вокруг людей. В океан сбрасываются тонны вредных веществ. А имеющееся ядерное оружие может уничтожить Землю несколько раз. Растут противоречия между развитыми и развивающимися странами. Не устранено социальное неравенство».
Cлайд 14
Подведение итогов занятия Продолжите фразы: Мне нравится в современном обществе… Меня тревожит в современном обществе…
Cлайд 15
Домашнее задание: Выучить § 4 учебника, выполнить творческое задание: представьте, что вы – фотограф и вам необходимо сделать фоторепортаж о современном обществе. Какие фотографии вы бы сделали, чтобы показать основные, характерные черты современного общества? Работу представьте в виде коллажа и презентуйте ее.